С некоторым ужасом и трепетом обнаружил, что в этом году исполняется 50 лет, как я первый раз поехал в экспедицию.
В июле 1964 г., когда мне было 7 лет, мой отец - лесной геоботаник, взял меня с собой в экспедицию в Березинский заповедник. Изучали они тогда, как мне помнится, черноольховые леса. Ну а я наслаждался природой и получал некоторый жизненный опыт.
Это сейчас до Березинского заповедника можно доехать чуть больше чем за час. Тогда же большая часть шоссе Минск - Витебск была замощена булыжником, в кое-где - просто гравием.
Центр заповедника располагался в деревне Крайцы - заметно дальше от шоссе, чем сейчас. Жили частично в палатках, частично в доме то ли директора, то ли главного лесничего (возможно, папиного однокурсника). Электричество было только от местного генератора и отключалось то ли в 11 час., то ли в полночь. Хорошо помню, как в первый день, когда взрослые уложили меня в спальный мешок (большой, тяжелый, ватный), а сами принялись выпивать, свет погас и зажгли керосиновую лампу.
Конечно, тогда я ничего такого особенно научного не делал. Но вертелся и запоминал. А известный белорусский лихенолог Нина Васильевна Горбач (она поехала с геоботаниками по своим делам) потом доносила моей бабушке, что "Диму совсем закусали комары".
Практическое участие началось попозже, лет с 12-13, когда я постепенно осваивал все виды работ при закладке типологических пробных площадей. И в целом освоил, помню до сих пор.
Но даже и тогда экспедиция приучала к поведению во взрослом коллективе, есть что дают, в чем-то помогать. Хорошо помню поездку на далекий кордон Увязок (потом мы так назвали одного из наших котов) по очень разбитой дороге.
Большим событием был выезд по вечерам на Березину для рыбалки и выпивки: либо в устье Сергучского канала, недалеко от урочища Залазы, либо на самую границу заповедника, к деревне Броды. По Березине тогда активно сплавляли лес, запомнились длинные плоты.
В школьные годы я ездил с отцом в экспедиции практически ежегодно, объехал значительную часть Белоруссии. Потом, в университете, были уже поездки без отца - по Налибокской пуще, в заказник "Голубые озера". Затем аспирантура - тоже поездки: Поволжье, Украина, Дальний Восток, Кольский полуостров. А с зачислением в БИН приходилось быть и начальником отряда - Крым, Карпаты, Кавказ.
С 1990-х годом больших экспедиций стало поменьше, но тоже удавалось поездить.
А в Березинском заповеднике я потом бывал не раз, одно время мы с родителями там проводили отпуск. Последний раз побывал там в 1986 г. уже как сотрудник БИНа - на сессии так называемого проблемного совета, сразу после чернобыльской аварии.
Сейчас, конечно, административная работа не позволяет надолго отправляться в поле. Но иногда все-таки удается...