Зачем Путин напомнил мэрам о Столыпине и Первой мировой?

Dec 16, 2013 17:19

9 - 15 декабря 2013 года

Неделя, на которой оглашается Послание президента, всегда проходит под знаком «обещания  перемен»: сначала перемены ожидают, а потом получают обещания. На этом интрига заканчивается, и начинаются суровые будни. Заявляю это безо всякой иронии, поскольку перемены - это процесс, а не событие. И рассчитывать на то, что они наступят на следующее утро, наивно. Тем не менее всякий раз наступают на одни и те же грабли.

Дата оглашения Послания в Конституции не определена. Изначально оно оглашалось в начале года - зимой, затем весной, а однажды даже летом. В один год мы фактически «потеряли» Послание. Первое медведевское страна услышала 5 ноября 2008-го, в то время как последнее Послание второго срока Путина - 26 апреля 2007 года. Таким образом 2008 год мы прожили без целей, определенных в Послании. Похоже, к 20-му Посланию окончательно определились с датой оглашения. Уже второй год подряд это событие происходит в День Конституции, что видится разумным и логичным как в смысле торжественности, так и с практической точки зрения, ведь Послание определяет приоритеты развития страны в следующем году.

Так что же с обещаниями? Нынешнее Послание обещает нам длительный процесс, потому что предлагает еще раз законодательно вторгнуться в тему, на которой сломали зубы многие. Пожалуй, впервые с 1995 года так много внимания в этом ежегодном документе было уделено  местному самоуправлению. Тогда, в Послании Ельцина «О действенности  государственной власти в России» говорилось о местном самоуправлении как цементирующем растворе, «который скрепляет государственную целостность России». «Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечивать более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей», - как бы обращался Ельцин за поддержкой в своей борьбе с региональной вольницей к главам муниципалитетов.

В последние годы сложилась определенная практика. К местному самоуправлению как к последней надежде и опоре обращаются в трудные минуты. Когда не на кого рассчитывать, вспоминают о муниципалитетах. Сейчас, похоже, вновь наступило время такого обращения. Но в этот раз помощь муниципалитетов нужна президенту не для того, чтобы поставить на место зарвавшихся региональных лидеров. С этим уровнем власти у президента сейчас напротив все в порядке. А вот с гражданами, судя по всему, диалог нарушен. И именно на муниципальные власти президент рассчитывает. Путин заявляет об этом прямо: «...мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни». И далее: «…местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».

О том, что Путин решил всерьез заняться местным самоуправлением, говорит тот факт, что это уже его третье выступление на тему МСУ за короткий промежуток времени. Если учесть, что обращение за поддержкой сделано в период ожидания очередной волны экономического кризиса, муниципальным властям не позавидуешь. И теперь многое зависит от того, как будут восприняты слова президента теми, кто станет реализовывать его идеи, превращая их в конкретные законы и постановления. Если тезисы Послания будут восприняты как руководство к плотному взаимодействию всех уровней государственной власти с муниципалитетами, в результате которого появятся сбалансированные бюджеты, а муниципалитетам будут делегированы только финансово обеспеченные полномочия, произойдет качественный рост и повышение авторитета муниципальной власти среди граждан. Президент ведь не случайно отмечает абсурдность нынешнего положения: «Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно… Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы». Однако надо ли федеральной власти, чтобы муниципальная власть стала более авторитетной? Не опасаются ли, что и муниципалитеты, как некогда региональный уровень власти, заразятся амбициями и местечковым сепаратизмом? Судя по всему, такие опасения присутствуют. Отсюда и апелляция к гражданам, которые должны иметь возможность «дотянуться рукой» до муниципальной власти.

Потому поручения Послания, при желании, можно истолковать и в прямо противоположном ключе. В таком случае мэрам придется на собственной шкуре ощутить поддерживаемый федеральным Центром и даже сознательно пестуемый им многие годы патернализм. Ведь слабая муниципальная власть тоже может быть выгодна Центру. При такой власти Москва всегда остается генеральным арбитром, который пожурит и накажет нерадивого губернатора и мэра, а когда уже совсем невмоготу станет, и денег подкинет.  Для оправдания таких действий в Послании можно отыскать соответствующие намеки. Например, совершенно недвусмысленно президент напоминает, что «органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы». Более того, в ходе подготовки Послания регулярно вбрасывалась информация о намерениях президента чуть ли не отменить выборы мэров и депутатов в муниципалитетах первого уровня - городских округах и муниципальных районах, сохранив их только для городских и сельских поселений. Якобы такова реакция на протестную активность более политически ангажированного городского населения. В соответствии с этой логикой развития идей президента муниципалитеты первого уровня должно ждать включение в вертикаль государственной власти со всеми вытекающими последствиями, т. е. полной подчиненностью  губернаторам. Демократия - селу, жесткая рука - крупным городам?

Истина, конечно же, лежит посередине. И если уж говорить о необеспеченности финансами муниципальных полномочий, то в муниципалитетах второго уровня (селах и небольших городах, входящих в состав районов) эти вопросы стоят еще более остро. Если серьезно задумываться об оптимизации, сокращении излишних управленческих звеньев, то напрашивается как минимум объединение муниципальных районов и городских поселений в тех случаях, когда муниципальный бюджет наполняют в основном за счет доходов городского поселения. Действительно, когда в условиях дефицитных бюджетов на одной улице друг напротив  друга стоят здания двух администраций, в одном из которых заседают мэр и городская дума, а в другом - глава района и районное собрание, это, как минимум, расточительно. А подобное присутствует сплошь и рядом. Число муниципальных чиновников огромно, только порядка это не прибавляет.

На 1 января 2013 года в Российской Федерации имелось 23001 муниципальное образование - 1817 муниципальных районов,  518 городских округов и 257 внутригородских муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге),  муниципальные районы при этом состояли из 1687 городских и 18722 сельских поселений. Несложно представить, какая армия работает в администрациях и прочих муниципальных учреждениях. Причем, чем меньше численность населения городка, тем выше в нем процент муниципальных служащих. Именно в малых городах, как я уже сказал, существуют параллельные городские и районные администрации, каждая - с полным набором служб. Думаю, эта проблема также имелась в виду, когда президент говорил о развитии «сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». Пока же эта власть на зарплату себе любимой с трудом наскребает. Отчасти и по причине своей многочисленности. «Мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлённые, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности», - отмечает президент. Только вот из каких кадровых резервов набрать столько компетентных руководителей, чтоб аж по две администрации в каждом мало-мальски заметном городке ими заполнить?

И все же заключительные слова, которые президент в своем Послании посвятил местному самоуправлению, должны настроить на оптимизм приунывших было мэров: «Именно развитие земств, местного самоуправления в своё время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны». Немного смущает, правда, «оптимистичная» отсылка к столыпинским реформам и модернизации российской промышленности в годы Первой мировой. Полагаю, это прямой намек на грядущий экономический кризис и его масштабы. Впрочем, президент мог бы и сталинскую индустриализацию, и Великую Отечественную вспомнить. Так что и на том спасибо!







Иногда районная и городская власти уживаются и в одном скромном здании, как, например, в Тарусе. Правда, абсурдности ситуации это не отменяет. В Тарусском районе Калужской области, по информации Википедии, в 2013 году проживало 15373 человека, из них в городе Таруса - 9551 человек. Городское поселение входит в муниципальный район, потому горожане выбирают себе аж двух муниципальных начальников - главу города и главу района и депутатов двух представительных органов - городской думы и районного собрания. Ну и некоторые муниципальные службы, полагаю, имеются в данном городке в двух экземплярах. Не много ли чиновников на девять с половиной тысяч тарусян?

***
Путин о местном самоуправлении в Послании 2013 года

«…В том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни.

Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.

Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы.

Кроме того, местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой. В этой связи обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации. Давайте посмотрим на эти проблемы ещё раз со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.

Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году - в год 150-летия знаменитой Земской реформы.

Кстати, именно развитие земств, местного самоуправления в своё время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны.

Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлённые, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности…»

Даты оглашения Посланий 1994-2013

24.02.1994 года - 1-е Послание Президента Федеральному собранию «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» (Борис Ельцин)
16.02.1995 года - 2-е Послание Президента Федеральному собранию  «О действенности  государственной власти в России» 16 февраля 1995 года (Борис Ельцин)
23.02.1996 года - 3-е Послание Президента Федеральному собранию «Россия, за которую мы в ответе» (Борис Ельцин)
06.03.1997 года - 4-е Послание Президента Федеральному собранию «Порядок во власти - порядок в стране» (Борис Ельцин)
17.02.1998 года - 5-е  Послание Президента Федеральному собранию «Общими силами - к подъему России» (Борис Ельцин)
30.03.1999 года - 6-е Послание Президента Федеральному собранию «Россия на рубеже эпох» (Борис Ельцин)
08.08.2000 года - 7-е Послание Президента Федеральному собранию «Государство Россия. Путь к эффективному государству» (Владимир Путин)
03.04.2001 года - 8-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
18.04.2002 года - 9-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
16.05.2003 года - 10-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
26.05.2004 года - 11-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
25.04.2005 года - 12-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
10.05.2006 года - 13-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
26.04.2007 года - 14-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
05.11.2008 года - 15-е Послание Президента Федеральному собранию (Дмитрий Медведев)
12.11.2009 года - 16-е Послание Президента Федеральному собранию (Дмитрий Медведев)
30.11.2010 года - 17-е Послание Президента Федеральному собранию (Дмитрий Медведев)
22.12.2011 года - 18-е Послание Президента Федеральному собранию (Дмитрий Медведев)
12.12.2012 года - 19-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)
12.12.2013 года - 20-е Послание Президента Федеральному собранию (Владимир Путин)

P.S. Реформа внешней информационной политики России - а именно в этом смысл преобразования РИА «Новости» и «Голоса России» в новое информагентство «Россия сегодня» - также стала темой прошедшей недели.  Так как перемены затронули журналистскую среду, это вызвало целый вал комментариев. Однако я считаю случившееся лишь фрагментом большого процесса, а не самостоятельным событием, потому не уделю ему много места в своем еженедельном посте. Тем более если речь идет пока лишь о смене топ-менеджеров и новой внутриредакционной политике одного из государственных информационных агентств. Для  перемен, которые необходимы на внешнем информационном фронте, этого, само собой, недостаточно, а другие новации пока неизвестны широкой публике, значит, не о чем и говорить. Одно несомненно: при реализации этой реформы придется столкнуться с кадровым голодом, а теми штатами, которые имеются в РИА «Новости» (в данном случае не о качестве, а о количестве речь), баловать потребителя во всем мире эксклюзивом не получится. Без эксклюзива же в век повсеместного интернета информационную войну выиграть невозможно. А штаты, похоже, даже оптимизировать (то есть сокращать) собираются…

Путин, местное самоуправление, муниципалитет, Медведев, реформа, Послание Президента, МСУ, Ельцин, Таруса, мэр

Previous post Next post
Up