Убийство Буданова всколыхнуло общество, но, к счастью, не стало спусковым крючком для более серьезных событий. Хотя предпосылки для этого существуют. Куда уж дальше, если те, кто призван помочь обществу найти ответы на актуальные вопросы, своими поступками фактически провоцируют граждан на преступления. Я опять вспоминаю конференцию «20 лет после СССР. Что дальше?», о которой я уже писал, и случившийся там скандал Евгения Сатановского и Максима Шевченко. Невольно мне пришлось стать своеобразном общественным адвокатом Максима Шевченко, защищая его от нападок в Фейсбуке. Знаете, я теперь понимаю, что такое предчувствие гражданской войны. Оказалось, что «через прицел» разговаривать с оппонентами готовы многие, настолько поляризовано общество! Приличные люди, френды в FB ополчились на Шевченко только потому, что не переносят его за прежние заявления. Они даже не удосуживались узнать, в чем весь сыр-бор на этот раз, о чем таком говорил Шевченко на конференции. Вспомнилось классическое: «Пастернака не читал, но осуждаю…»
Так что же стало поводом для скандала? Цитирую по «Новому региону». Как человек, слышавший тогда Шевченко вживую, подтверждаю близость цитаты к тексту его выступления.
Итак, вот как это описывает информагентство:
http://www.nr2.ru/authors/335139.html:
«Российская Федерация - парадоксальное государство, заявил журналист, ведущий Первого канала, член Общественной палаты РФ, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. Никто и никогда не мечтал о создании РФ. Она не является результатом борьбы русских за свободу, она - результат катастрофы.
«Для русских крушение империи воспринимается как катастрофа, - сказал Шевченко. - Российская Федерация - результат крушения проекта «русский имперский проект», который создавался веками».
Крушение СССР он считает закономерным - никто не встал на его защиту, ни партийная номенклатура, ни КГБ и другие силовики, ни народ.
Кому же нужна Российская Федерация? Первые бонусополучатели те, кто разбогател на приватизации.
«Олигархическая номенклатура - первый и главный заинтересант образования РФ. Второй - народ, который оправился от шока и живет, помятуя о 90-х годах», - считает журналист.
Население воспринимает РФ как осколок Советского Союза и не хочет дальнейшего распада страны. Ради ее сохранения люди готовы мириться со многим.
Сам Максим Шевченко считает Российскую Федерацию самым демократическим государством в мире, где во власти представлены все политические группы. Дискуссии о судьбе России он назвал полезными, но при одном условии.
«Все попытки продолжить распад РФ, призывы отделить ту или иную часть являются преступными», - заявил он.
Как утверждает Шевченко, конфликт в России не национальный, не религиозный, не цивилизационный, а социально-политический. И нужно не вести разговоры об отделении каких-то республик, а оказывать сопротивление олигархии, которая опять растаскивает страну.
После доклада Шевченко ведущий конференции попросил прокомментировать прозвучавшую точку зрения президента Института Ближнего Востока, президента Российского еврейского конгресса Евгения Сатановского. Тот заявил, что «комментировать этот бред не хочет». В итоге дискуссия вылилась в перепалку между двумя общественно-политическими деятелями, в ходе которой Шевченко и Сатановский употребляли выражения, не свойственные интеллигентным людям, вроде «жирный скот», «прикуси свой поганый язык» и прочие.
Сатановский заявил, что «Шевченко является гестаповцем, а разговор еврея с гестаповцем возможен только через прицел».
Через какое-то время известный телеведущий покинул зал, заявив, что в такой обстановке он вести дискуссию не желает. А мстительный президент Российского еврейского конгресса поделился планами на будущее: «Если начнется гражданская война, первый человек, которого я убью, будет Шевченко». (Конец цитаты.)
Есть повод для дискуссии? Вполне возможно! С парой тезисов я бы тоже поспорил. Но хочу обратить внимание на другое. Тот метод дискуссии, который предлагает Евгений Сатановский, на мой взгляд, подпадает под действие ст. 119 ч. 2 Уголовного кодекса: «угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью… по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Прошу считать этот текст официальным заявлением в прокуратуру! Пора остановиться! Иначе мы далеко зайдем в наших высокоинтеллектуальных спорах, господа-товарищи!
P.S. Одни называют Максима Шевченко пропагандистом исламского фундаментализма, другие - приверженцем таких же фундаменталистских, но христианских ценностей! Так они понимают содержание его выступлений. Как это уживается в одном человеке, пусть размышляют те, кто навешивает ярлыки. Я в этой связи хочу рассказать историю одного заблуждения.
Есть такая знаменитая фраза: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету». Ее принято приписывать многим идеологам фашизма, в частности, Геббельсу. Заблуждение это кочует из выступления в выступление, закреплено в фильмах и художественных произведениях. Однако сама цитата является классическим примером того, как слово, выдернутое из контекста, меняет свой смысл. В оригинале фраза лишена всякого мракобесия. Ганс Йост в пьесе «Шлагетер» описывает Германию 1920 года. Герой по ходу действия рассказывает историю. Проиграна война. Инфляция, безработица, нищие на улицах. Рождество. Театр. У подъезда стоит босой мальчик в лохмотьях. Делает вид, что продает спички, потому что милостыню просить запрещено. На него никто не обращает внимания. Зрители по дороге рассуждают о том, что пока есть великая немецкая культура, Германия не погибла. После спектакля зрители выходят, а мальчик уже замерз. Даже тела не видно у театрального подъезда - его замело снегом. Люди этого не знают да и не вспоминают о нищем, продолжая рассуждать о великой немецкой культуре. В заключение своего рассказа герой пьесы и произносит крылатую фразу. В оригинале она звучит несколько иначе «Теперь, когда я слышу слово «культура»… я снимаю с предохранителя свой браунинг!» («Wenn ich Kultur höre… entsichere ich meinen Browning!»).
Контекст, действительно, порой важнее текста. Но чтобы уловить контекст, необходимо вдумчиво прочесть текст. Обращайтесь к первоисточникам, господа!