Как жадность и подлость привели Европу к демократии и достатку

Mar 31, 2017 15:53

Оригинал взят у ntv в Как жадность и подлость привели Европу к демократии и достатку



Эта малоизвестная история из жизни Голландской Ост-Индской компании не менее интересна, чем сюжет нашумевшего сериала «Табу», и повествует о человеческих пороках: лицемерии и двуличии, страсти к наживе, желании обогатиться любой ценой - в общем, обо всех тех реальных качествах европейцев, которые принесли «цивилизованному миру» успех и процветание.

Вместо предисловия

В 1603 году на пустующий английский престол взошел король Яков I Английский, сын Марии Стюарт, в Японии верховную власть захватил Иэясу Токугава, получивший титул сёгуна, а в гостеприимном доме польского вельможи Вишневецкого появился скромный молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием.
В это же время Голландия находилась в состоянии перманентной войны с Испанией, которая началась еще в середине прошлого века и явилась началом конца испанского могущества.
Северные Нидерланды были уже освобождены от испанцев благодаря воинскому искусству принца Морица Оранского, штатгальтера Голландии.
В немалой мере этому способствовал также катастрофический разгром испанской Непобедимой армады (1588 год) английским флотом под руководством бывшего пирата и капера сэра Фрэнсиса Дрейка, плодами которого штатгальтер умело воспользовался.
Есть один интереснейший момент, незаслуженно забытый нашими историками, который касается дальнейшего развития событий после гибели испанского флота.

Королева Англии Елизавета I, окрыленная победой, решила добить испанские военно-морские силы и вынудить испанского короля Филиппа II заключить мирный договор, по которому Португалия должна была бы обрести независимость и вернуть свои колонии в Бразилии и Вест-Индии, а также фактории в Индии и Китае. Под шумок англичане планировали захватить испанский «серебряный флот», который должен был возвращаться из американских колоний в Кадис.



На картине: сэр френсис Дрейк на деле оказался не таким уж успешным полководцем. как его рисуют англичане (с)

Экспедицию против испанцев возглавили адмирал Фрэнсис Дрейк и генерал Джон Норрейс, но военная кампания закончилась разгромом английского флота и способствовала возрождению Испании как морской державы еще на несколько десятилетий. Это свидетельствует об огромной мощи Испании, ведь она вела войну еще и с Францией.
Португалия, кстати, вопреки ожиданиям британцев осталась верна испанской короне и оказала серьезное сопротивление экспедиционным силам Дрейка.

Китайский фарфор

Всё это длинное предисловие необходимо для того, чтобы сильнее передать ту атмосферу, которая царила тогда в мире. При этом Европа уже тогда жила скованная цепями торговых договоров, международных норм, морских правил и регламентов, получивших свое развитие еще со времен Ганзейского союза.
В 1602 году решением Генеральных штатов Соединенных провинций Нидерландов несколько крупных торговых компаний были объединены в единую Ост-Индскую компанию со стартовым капиталом в 6,5 млн флоринов, которая должна была успешно конкурировать в торговле с другими морскими державами Европы.

Ровно через год случается как раз то, о чем мы ведем речь.
В 1603 году португальское торговое судно «Санта-Катарина» водоизмещением полторы тысячи тонн с драгоценным грузом китайского фарфора возвращалось из Китая, направляясь в Лиссабон.



Но, к сожалению, его путь домой был прерван адмиралом Якобом ван Хемскерком, служившим в то время в Голландской Ост-Индской компании. Голландцы захватили португальскую карраку в Южно-Китайском море недалеко от Сингапура.
Карраки были самыми крупными из торговых судов того времени, причем почти всегда они шли перегруженными, ибо перевозили колониальные товары один раз в году. Это объясняет повышенное внимание к ним со стороны различных морских разбойников.



На фото: каррака в разрезе

При этом хотя де-юре королем Португалии являлся испанский король, но де-факто эта страна не вела военных действий против Голландии. Кроме того, адмирал не был уполномочен ни компанией, ни правительством на использование силы против мирного торгового судна.
И, наконец, согласно нормам международного права любое нападение частного судна на другое частное судно считалось пиратством, то есть серьезным преступлением, которое каралось казнью и конфискацией имущества.

Португальцы, памятуя об этом, подняли шум в голландских и британских газетах, и, поскольку предполагаемая стоимость груза была баснословной, к этой истории подключились дипломаты, авторитетнейшие юристы и политики.
Ситуация для самих акционеров Ост-Индской компании, которые всеми путями хотели оставить фарфор себе, осложнялась тем, что ряд акционеров из числа меннонитов, известных своими пацифистскими взглядами, выступали за возвращение груза Португалии.
К полемике привлекли даже Гуго Гроция, самого известного на тот момент философа, юриста и государственного деятеля, чтобы обосновать этот захват.
Гуго Гроций написал на эту тему ряд философских работ, а первым обоснованием прав голландских моряков стал трактат «Комментарии о праве добычи».

Право сильного

Общий смысл полемики Гроция со своими возможными оппонентами сводился к той мысли, что никакое государство не имеет права на монопольную торговлю с колониями (как это было установлено Испанией и Португалией), море является свободной территорией для грузов и кораблей любых стран, территорией, где любая страна может вести свободную торговлю, и любая страна может защищать это право с оружием в руках. А если у тебя есть сила, то, значит, ты имеешь право на добычу.



На картине: Гуго Гроций

Гуго Гроций философски обосновал то, что свободная торговля - это естественное право народов и нет никаких авторитетов, которые это право могут ограничивать.
Конечно, философ за уши притянул в историю о пиратском захвате португальской карраки размышления о свободе и справедливости, но его труды заложили основу науки о международном морском праве.
И вот, несмотря на развернувшуюся общественную дискуссию, несмотря на всё политическое и юридическое давление, несмотря на то, что Испания опять набирала силу (через год английский король Яков I будет вынужден подписать с ней мирный договор), голландские купцы, обуянные жаждой наживы, продали захваченный груз на аукционе в Амстердаме за сумму в 3,5 млн гульденов.
С учетом того, что за серебряный гульден тогда можно было купить телегу пшеницы, это была астрономическая сумма.

В большой мере эти средства способствовали быстрому росту могущества и богатства не только Ост-Индской компании, но и самой Голландии.
Таким образом, миф о добропорядочных бюргерах, честных купцах, непобедимых флотоводцах и трудолюбивых европейских крестьянах, создавших богатство европейских народов, остается не более чем мифом.

Реально же это богатство зиждилось на разбоях, грабежах, завоевательных войнах, торговле рабами, опустошении колоний. И каждый гульден, принесший процветание европейским государствам, полит слезами и кровью более слабых народов.
Об этом просто нужно помнить.

*верхнее фото "Непобедимая армада у берегов Англии" (с)

Цивилизация, Европа, Беспредел, Средневековье, Запад, история

Previous post Next post
Up