Путешествие по Тульской области. Часть 1.

Jun 23, 2012 22:36

Идея посещения в этом году именно Тульской области родилась не случайно. Случайно произошло только то, что я случайно нашел информацию о месте где я служил - "Тула-50" - и где это находится. Выяснилось, что часть расформировали, городок рассекретили и назвали его "Славный". В общем очень захотелось погулять по тем заброшенным местам, найти свою казарму, попинать плиты на плацу и так далее и тому подобное.

Маршрут поездки по области я составлял около двух недель. За это время, как обычно, выучил область до такой степени, что, в общем-то можно уже и не ехать :). Маршрут был рассчитан на 10 дней и планировался на вторую половину июля. К сожалению, жизнь внесла коррективы - напарник в июле не мог найти 10 свободных дней. В конце концов пришли к соглашению уменьшить маршрут вдвое и ехать прямо сейчас (разговор был в пятницу, а выезд запланировали на понедельник). Перекраивать маршрут я не стал, а принял Соломоново решение - поделить его на 2. Один, требующий больших разъездов и ночевок в неопределенных заранее местах провести сейчас, а второй - посещение самой Тулы и отдых на озерах - провести в июле в составе не только старших детей, но и жены с Катей. Единственное, что смущало - прогноз погоды. Согласно яндексу, в понедельник и вторник нас ожидала сплошная облачность с небольшими дождями, теплая и солнечная среда и гроза и холод в четверг и пятницу. Решили, что если будет заливать - вернемся домой. Еще немного пугало ожидаемое бездорожье под дождем, так как часть маршрута проходила именно по полям, а не по дорогам. 
Тем не менее, в понедельник, в 8 утра, мы двинулись в Тульскую область.

День первый.
Первой точкой первого дня было посещение двух близлежащих исторических мест - поле Восьменской битвы и Сенькин брод.

Восьменская битва - битва при селе Восьменском между Василием Шуйским и Иваном Болотниковым - последняя фаза так называемой крестьянской войны 1606-1607 годов.


Сенькина переправа - брод на реке Оке по которому Дмитрий Донской переправлял своё войско при походе против Мамая в 1308 году. Кроме того, согласно многим данным, именно тут (не понятно только с какой стороны реки) стоял древний город Лопасня, с которым связано очень много при взаимоотношениях между Московским и Рязанским княжествами, начиная с 1303 года. Городища, кстати, есть на обоих сторонах Оки. 


Собственно самого брода я не увидел, да и подхода к реке нормального не нашел.

Дальше по плану у нас были Бяковские пещеры. Полтора года назад (3 января 2011), по дороге в Воронеж мы уже пытались их посетить. Тогда мы подъехали к Бякам в 5 часов вечера и уже начинало смеркаться. Навигатор упорно вел нас на другой берег Осётра. Но стоило нам переехать на другую сторону, как мы уперлись в сугробы. Но очень уж хотелось посетить пещеры, длина которых зашкаливала за 100 километров! Решили идти пешком. 900 метров по сугробам! В результате я потерял навигатор. А уже стемнело. Поиски в сугробе не увенчались успехом. Пошли по второму автонавигатору. Когда подошли почти вплотную увидели, что вход-таки на другой стороне реки, которая не замерзла. В общем вернулись в машину и поехали дальше, решив вернуться сюда летом. И вот, наконец, это случилось. Но в этот раз мы решили идти в соседнюю пещеру "Лисья столовая" - она и по размерам не очень большая и карта пещеры в свободном доступе. Подъехали к Бякам тем же зимним маршрутом, но в этот раз доехали гораздо дальше - фактически до того места, до куда дошли зимой. Дальше дороги не было и до пещеры мы пошли пешком. Потерянный навигатор не нашли :).
Пещера не очень понравилась. Слишком завалена - проходики узкие, пол-пещеры ползком или на коленках. Залов мало. Обошли мы ее, минут за 40. Нервы пощекотали один раз, когда, возвращаясь, долго не могли сообразить где выход из одного из гротов. Оказалось, что проход находится на уровне метра от земли.











Пока шли от пещер до машины встретились с местными жителями - с ужом и ежом. Уж быстро уполз, а ёж остался :)




Финальной точкой первого дня (и место ночёвки) был Щучий городок на Осётре. Это древняя, еще домонгольская крепость была границей между Русью и Диким полем. Еще дома, по гугль-ПланетаЗемля я видел, что к нему можно доехать только по полям. Но дорог было несколько. Поехали мы сначала по навигатору, но довольно быстро поняли, что данные навигатора и реальные дороги совершенно не совпадают.


В результате я поехал "по азимуту" - то есть фактически по прямой, насколько позволяла местность. А местность практически этого не позволяла :).


В одном месте мы с риском для бамперов форсировали высохший ручей. Наконец, мы подъехали на расстояние 100 метров к городку и обнаружили, что дальше проехать нельзя - мы стояли на косогоре, смотрели на городок, находящийся на другой стороне оврага, а дорога предательски уходила в сторону. Достав бинокль (спасибо Роме :) ), с этого косогора я-таки разглядел нужную дорогу и даже проследил как нам на нее попасть. Оказалось мы, буквально метров 300 назад свернули не на ту тропинку. И вот мы на месте. После устроения лагеря мы побежали фотаться.












Вечер выдался бурный. Мы встали, видимо, на единственном в округе месте с нормальным подходом к воде. Во всяком случае, когда мы подъехали к месту, там дымился костер, кроме того, за этот вечер нас посетила сначала семья местных жителей, приехавших купаться, а затем, часов в 9 вечера приехал огромный ЗИЛ с тремя бурильщиками, ищущими в этой местности залежи известняка. Искупавшись, они обнаружили потребность к обещению и весь вечер развлекали нас рассказами о процессе бурения и анекдотами. Кроме того они показали нам вход в пещеру Щучьего городка и рассказали, что недавно тут, дескать были спелеологи из самой! Москвы и нашли в этой пещере, длина которой 14 километров, подземное озеро и золотой меч. Мы покивали головой и решили завтра осмотреть пещерку. Наконец, сделав вид, что детям пора спать, мы кое-как выпроводили их. 
Утром мы оделись во все пещерное и полезли посмотреть.


но кроме трех небольших гротов не нашли ни одного прохода внутрь.

День второй
Во второй день мы поехали на поле Куликово. По пути хотели заехать к тульскому менгиру - огромному камню, имеющему какой-то сакральный смысл. Но подойти к нему не смогли - с трех сторон путь был перекрыт то ли болотиной, то ли речушкой, а с четвертой - огородами.




Памятник "поле Куликово" состоит из нескольких частей, расположенных довольно далеко друг от друга. В селе Монастырщино, где перед битвой находился лагерь Дмитрия Донского, находится музей и аллея памяти, где стоят памятные знаки от каждой земли, которая поставляла своих воинов. 






Музей тоже не плохой, но маленький.


В музее мы посмотрели еще и киношку про битву, а затем поехали в "Зеленую рощу" искать место, где Владимир Храбрый стоял с засадным полком. Нашли довольно быстро, а там еще и земляники объелись. Кстати, с земляники в Тульской области просто обвал. Я никогда в жизни не видел целых земляничных полей. 






И, наконец, в Куликовке, где располагался лагерь Мамая, стоит стелла, посвященная битве и церковь Сергия Радонежского.






Но Куликовка известна не только историческими памятниками. Здесь так же есть большие сакральные камни. Координаты одного из  них - "Цыганский камень" - мы знали и решили заехать. Свернув с дороги мы поехали по полю. До камня было полтора километра. Ни дороги, ни тропинки. Только направление и луг с невысокой травой (сантиметров 50). Луг просто фантастически плоский. Мы ехали со скоростью 30-40 км/ч и ни разу не подпрыгнули ни от каких-нибудь борозд, ни от валяющихся камней.


Навигатором нам служил все тот же бинокль.


К сожалению, сам "Цыганский камень" мы не смогли определить - их там было слишком много и на фотку ни один не походил. Но несколько интересных экземпляров все-равно нашли.



"Голова Змеи"



Возможно именно это и есть "Цыганский камень" - во всяком случае выбоины, похожие на чаши-жертвенники на нем присутствуют.



"Голова Горгульи"

Окунувшись в историю и насмотревшись на камни, мы продолжили маршрут.

Конечным пунктом второго дня была река Красивая Меча, где мы и собирались заночевать. Если вы решите куда-то перемещаться в районе Тульской области, то знайте, что там есть ровно 3 дороги - две идут с севера на юг - "Дон", идущий через город Ефремов и дорога, идущая через Орел. И одна дорога с запада на восток. Все. Больше дорог в Тульской области нет. То, что помечено на картах и можно разглядеть на гугл-Планета-Земля - это обман. Помнится, в прошлом году, катаясь по Рязанщине я решил, что самые плохие дороги именно в Рязанской области. Поездив по Тульской области я окончательно понял, что именно в Рязанщине самые плохие дороги. Во всяком случае в Тульской их просто нет. Как только мы отъехали от Куликова Поля разбитый, вероятно, еще артобстрелом 1941 года асфальт сменялся насыпью из камней, который переходил в пыльную грунтовку. 80 километров, на которые я отвел час езды мы проехали часа за 2,5. Наконец приехали к Красивой Мече и начали искать место для ночевки. К сожалению, хороших подъездов не находили. Берега высоченные - метров по 50 и крутые. К тому же спуски заросли деревьями или кустами. Но я знал, что в районе Ишутинского городища есть место для стоянки. Вот только точной дороги к нему не знал ни я, ни мой навигатор. Ехали снова "по-наитию" и "куда кривая вывезет". Наконец, она нас вывела прямо к городищу. Только стояли мы на высоченной скале, а место стоянки было внизу. Главно и спуск для машины был. Но крайне стремный. Угол подъема, по меньшей мере градусов 45, возможно больше. Изучив местность с помощью бинокля мы решили, что спуститься все же можно, а завтра будем подниматься по противоположному склону - там дорога была гораздо более пологой и на вид легко проходимой. И мы ринулись вниз... На полном тормозе моя машина с грехом, но стояла. Пашкина не держалась - скатывалась юзом. Стрёмно - не то слово :). Но спустились. На фотках, правда, крутизна скрадывается и нет той стрёмности.




Спустились. Но внизу нас ждал сюрприз в виде огромной лужи грязи. Назад уже не забраться. Лужу тоже форсировать не понятно как - на вид сам сядет и трактор. Я попытался объехать, но чуть не перевернулся - правая сторона шла по склону. В конце концов рискнули форсировать с разбегу. И о чудо - даже не заcтряли :). 
Теперь просто вид природы в районе Ишутинского городища.




















День третий
Третий день мы решили отдыхать от дороги и провести его в пределах реки Красивой Мечи. С утра собрались и решили поискать другое место стоянки. Выбраться из низины удалось не сразу. Несмотря на относительно пологий склон въехать в гору сразу не удалось - на камнях и пыли колеса проворачивались и пробуксовывали. Заехать удалось со второго раза и с сильного разгона. Щелкнувшись напоследок мы поехали искать выезд на большую дорогу.


Выбравшись на нее мы поехали в город Ефремов. Довольно интересные ощущения - погода была довольно жаркой. Город одно-двуэтажный. Люди ходят в тапочках и в легких одеждах, плюс зной. У меня временами возникало ощущение, что я нахожусь где-нибудь в крымском городе - типа Евпатории. Только моря рядом нет :). 
Заправившись (себя и машины) в Ефремове, мы поехали обратно на реку. По пути заехали в заброшенный военный городок Ефремов-5 (вроде) и покатались по бывшему военному аэродрому. На этом аэродроме каких-то 15 лет назад стояли МиГи и Сушки. 


На заднем плане, за машинами, на склоне холма можно увидеть бетонную плиту. В этом месте был открытый ангар для реактивного самолета. А плита защищала землю холма от реактивного пламени самолета.



Вернувшись на Красивую Мечу, мы нашли знаменитую "каменную дорогу". Согласно "легенде" эта дорога сделана вовсе не Тульскими умельцами дорожного строительства (поскольку таковых просто не существует), а самой природой. Согласно моим собственным измышлениям - дорогу эту сделала река, выровняв сильным течением камень. А потом ее уровень просто уменьшился. Высота каменной плиты сбоку (в одном месте было видно), около 50 сантиметров.


После каменной дороги поехали вдоль реки в поисках нового места стоянки. Нашли его около какого-то села. Там выгрузили Пашку, который вызвался устраивать лагерь, а сами поехали искать Конь-камень. Точнее два камня - один мегалит с неизвестным названием располагался в селе Ведьмино, ну и Конь-камень тоже недалеко. С первым камнем все было просто - нашли сразу.






А вот с Конь-камнем были небольшие проблемы. У нас были координаты этого камня, который лежал где-то на холме. Естественно, дорог до него нет и навигатор помогал только как указатель направления. Ехали "по наитию" и по тем тропкам, что были. Довольно стремные тропки, кстати - то резкие спуски, то подъемы. Наконец мы подъехали к какому-то огромному красивому камню и дорога вообще закончилась. Для начала мы отфоторафировались около этого камня.




Кстати, камень лежит не на земле, а на других камнях, совершенно земли не касаясь!
Координаты били на расстояние 400 метров от этого камня. Мы решили сходить. Но в абсолютно нереальных условиях ТОТАЛЬНОЙ земляники, путешествие в 400 метров растянулось примерно на час. Животы уже болели, а ведь предстояла еще дорога обратно. Координаты, между тем, привели нас в небольшой лесок. Никаких камней там не было. На обратном пути я решил, что Конь-камень это тот, где мы только что фоткались. Уже дома я убедился в этом.

День четвертый.
В этот день мы перемещались с юго-восточной части области на юго-западную. Дорога была длинной и много мест посещать не планировалось. По пути встретили интересный указатель.


Хорошо, что нам не на Орел, а то бы так вот стояли бы и спорили куда ехать :).
Наконец, часам к 2 дня подъехали к Тургеневским местам - "Бежин Луг". В Тургенево музей оказался закрыт. Мы немного посидели около него, ожидая экскурсовода, но не дождались.


Поехали на сам Бежин Луг. 


Погуляв по Тургеневским местам, мы поехали в Тулу-50. Виновник всего путешествия полностью разочаровал. Проезды к местам, где когда-то стояли ракеты были закрыты и охраняемы. Неужели они еще используются? Риторический вопрос. Но больше я хотел попасть к казармам, поплевать на плац, найти учебные кабинеты - вообще побродить по части. Фигвам. На месте наших казарм теперь располагается женской СИЗО. Нас оттуда прогнали через 10 секунд после того, как я вышел из автомобиля. Покатались по самому городу "Славный", но смотреть там особо не чего. Разочарованные поехали на Оку, искать место последнего привала.

День пятый.
В этот день мы хотели посетить три точки. Первой была - "Заброшенный город". Если бы я не знал координат - проехали бы мимо и не заметили. Пятиэтажные дома в лесу... пока не подъехали прямо к подъезду не замечали домины :).


Здесь планировалось построить небольшой военный городок. Но часть расформировали, а стройку забросили. Она заросла деревьями. В городке сейчас стоят 2 недостроенных пятиэтажки и несколько двухэтажных зданий.

Вторая точка, по плану, была пещера Улая. Но добираться до нее на машине было невозможно - дорога перекрыта частной территорией, а на пешок порядка 3 километров у нас не было желания. Решили эту точку пропустить. Последним местом нашего пребывания в Тульской области была усадьба Поленово.








Ну вот и все. Теперь дорога домой. Напоследок еще 20 километров взорванного еще в 1941 году асфальта и очередная лажа навигатора, который уверенно предлагал нам ехать именно по этому мосту через Оку и ни в какую не соглашался, что дальше по этому берегу есть дорога к другим, более реальным мостам. Поэтому из Тульской области мы выезжали по картам.


Previous post Next post
Up