Продолжая тематику талантливых людей, которые страдали от психических расстройств, нельзя не упомянуть Михаила Врубеля. Жизнь и творчество великого мастера кисти России второй половины XIX - начала XX века - являет собой пример сочетания ярчайшего таланта и тяжелой психопатологии в одной человеческой душе.
В раннем детстве Врубель был слабым, болезненным ребенком, с выраженной задержкой физического развития (ходить начал только в три года). Потребность творчества проявилась в 5-6-летнем возрасте. Он зарисовывал сцены из семейного быта.
В 1880 году в возрасте 24 лет Врубель поступил в Академию художеств, уже имея юридическое образование. Его талант и необычайная работоспособность стали предметом всеобщего внимания в Академии.
В 1884 году Врубеля приглашают отреставрировать фрески в Кирилловской церкви. На тот момент церковь находилась на территории психиатрической больницы. Именно поэтому было так трудно найти реставратора (место пользовалось дурной славой) и пригласили неизвестного на тот момент Михаила Александровича. Художник очень много времени отдавал работе и все бы так и продолжалось, если бы не одна единственная встреча - встреча с женой заказчика - Эмилией Праховой.
Для Врубеля она стала даже не первой любовью, а скорее женщиной, которой он глубоко восхищался и боготворил. Эмилия была крайне экстравагантна со своими взглядами, которые нередко расходились с мнением общества.
Несмотря на все попытки Михаила Врубеля обратить на себя внимание, его поступки воспринимались как нечто странное. Он забросил фрески, начал одеваться как франт, пытался преподнести в подарок акварель, как-то пришел на ужин с зеленым носом. Но все его попытки были напрасны, а поступки, которыми он пытался обратить на себя внимание все более странными. Позже чета Праховых скажет, что уже тогда его поведение свидетельствовало о начинающейся болезни.
В любом случае, влюбленность в Эмилию не прошла даром. Некоторые источники свидетельствуют, что в итоге он предложил Эмилии изобразить ее в образе Пресвятой Богородицы и женщина согласилась. Когда же икону увидел Прахов, он разорвал контракт с Врубелем на реставрацию следующего Владимирского собора.
Вскоре художник остался практически без средств, после разрыва контракта, художественный совет также отклоняет его эскизы. Оставшись без заказов, Михаил Врубель берется за самую грязную работу, вновь и вновь пропивая деньги. Сам он в своих письмах признает, что резал себя ножом. В итоге ему приходит идея изобразить Демона с лицом Эмилии. Согласно словам отца художника первая картина вышла настолько страшной, что сам Врубель уничтожил портрет. Однако первый шаг к его концу уже сделан - был нарушен запрет никогда не рисовать, не описывать и не играть дьявола
В 1889 году он переезжает в Москву, но Демон будет преследовать его теперь до конца жизни. Сначала ему предлагают иллюстрировать поэму «Демон». Художник отказывается, но образ продолжает его преследовать и в снах. Друзья Врубеля посоветовали перенести на холст то, что его так тревожило. Так появился «Сидящий Демон», который известен всему миру. Дальше можно говорить о временных ухудшениях и улучшениях. Врубель то считает себя непризнанным гением, то, что его «Демон» никуда не годится. В связи с этим он начинает писать нового «Демона», он уже на грани нервного срыва, так как никак не может «увидеть» глаза. Но тут в его жизни появляется новая любовь. В опере Саввы Мамонтова он встречает Надежду Забелу и, покоренный ее голосом, через несколько месяцев женится на ней.
Период с 1896 до 1901 года был самым счастливым в его жизни. В это счастливое пятилетие художник создал такие шедевры, как "Богатырь", "Пан", "К ночи", "Царевна-Лебедь", "Сирень", а также многочисленные портреты, в том числе и прекрасный портрет жены.
Царевна-Лебедь, 1900
В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын с «заячьей губой». Это оказало сильное влияние на душевное состояние Врубеля. По одним источникам болезнь Врубеля начинается именно с этого момента, по другим - это лишь в очередной раз спровоцировало ухудшение. Михаил Александрович на несколько дней закрылся в своей комнате, появился он со следами порезов на руках, бормоча что-то невнятное, а в его комнате нашли новую картину «Демон поверженный».
Смерть сына в 1902 году от менингита вызвала новое обострение болезни. Возникло тяжелое депрессивное состояние, ухудшающееся под воздействием самообвинения. Художник считает, что во всем виноват портрет Демона, именно он убил его сына.
В 1902 году 46-летнего художника впервые помещают в психиатрическую клинику. Поставленный диагноз - спинная сухотка (прогрессивный паралич) был подтвержден неврологическим обследованием. Это страшная болезнь постепенно лишает разума, человек слепнет.
Далее был короткий «светлый» период ремиссии, однако в марте 1905 года Врубеля вновь госпитализировали, уже в частную психиатрическую больницу. Во время этой госпитализации Врубель утверждал, что жил во все века, видел, как в Киеве в конце первого тысячелетия закладывали Десятинную церковь. Рассказывал о своем участии в постройке готического собора.
В 1906 Михаил Врубель ослеп. А в 1910 году он заболел воспалением лёгких и в апреле скончался.
Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников. Уже после смерти Михаила Александровича его врач - Ф. Усольцев скажет, что несмотря на то, что Врубель страдал и умер от тяжелого заболевания, но как художник он был абсолютно здоров. Именно то, что позже назовут арт-терапией помогло ему так долго бороться с болезнью…