May 29, 2014 11:12
Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
"تعلَّمُوا العِلْمَ ، فإِنَّ تعلُّمَهَ لله خشْيةٌ ، وطَلَبهُ عِبَادَةٌ ، ومُذَاكَرَتَهُ تَسْبِيحٌ ، وَالبَحْثُ عَنْه جِهَادٌ ، وتعليمُهُ لمَنْ لا يَعْلَمُهُ صَدَقَةٌ ، وَبَذْلُهُ لأَهْلِهِ قُرْبَةٌ ، لأَنَّهُ مَعَالِمُ الحَلاَلِ وَالْحَرَامِ وَمَنَارُ سُبُلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَهُوَ الأَنِيسُ فِي الْوَحْشَةِ ، وَالصَّاحِبُ فِي الغُرْبَةِ ، وَالْمُحَدِّثُ فِي الْخلْوَةِ ، والدَّلِيلُ على السَّراءِ والضَّراءِ ، والسلاحُ على الأَعْدَاءِ ، والزين عِنْدَ الأَخلاَّءِ ، يَرْفَعُ الله بِهِ أقْوَامًا ، فَيجعلُهُمْ فِي الْخَيْرِ قَادَةً وَأَئمةً تقتصُّ آثَارُهُم ويُقْتَدَى بِفِعَالِهِمْ وَيُنْتَهَى إلى رأيهِمْ ، تَرْغَبُ الْمَلائِكَةُ فِي خُلَّتِهِم ، وَبأجنِحَتِهَا تمسحُهُم ، وَيستغفرُلَهُم كُلُّ رَطبٍ ويابِسٍ ، وحيتانُ البحْرِ وهوامُّهُ ، وسِباعُ البَرِّ وَأَنعامُهُ ، لأَنَّ الْعِلْمَ حَيَاةُ القُلُوبِ مِنْ الْجَهْلِ وَمصابِيحُ الأَبْصَارِ فِي الظُّلمِ ، يبلغُ العبدُ بالْعِلْمِ مَنَازِلَ الأخيارِ ، والدَّرَجَاتِ العُلَى فِي الدُّنْيا والآخِرَةَ ، التفكيرُ فِيهِ يعدِلُ الصِّيامَ ، وَمدارسَتُهُ تعدِلُ القيامَ ، به توصَلُ الأرْحَامُ ، وبه يُعْرَفُ الحلاَلُ من الْحَرَامِ ، وَهُوَ إمامُ العمَلِ ، تَابعُهُ يُلهَمَهُ السُّعداءُ ويُحرَمُهُ الأشقياء " ابن عبد البر
”Обретайте знания, ведь поистине, их обретение - благоговение пред Аллахом, стремление к ним - поклонение (‘ибада), повторение их - восхваление (Аллаха), поиск их - джихад, обучение им того, кто ими не обладает, - милостыня, расходование их (для) тех, кто ими обладает, - приближение (к Аллаху), ибо они - знаки разрешенного (халяль) и запретного (харам), освещение путей обитателей Рая. Они также благоприятель в одиночестве, друг на чужбине, собеседник в уединении, проводник в радости и горе, оружие против врагов, краса среди сотоварищей. Ими Аллах возвышает народы, делая их предводителями в благом и вождями, по следам которых ступают, берут в пример их деяния и внемлют их мнению. Ангелы желают дружить с ними и гладят их своими крыльями. И для них просит прощения все живое и неживое, и киты моря, и его живность, и хищники и скот на суше, ибо знание - оживление сердец от невежества, светила для ока во тьме. Раб (Божий) достигает знанием степени избранных и высших уровней в этой жизни и в Грядущей. Размышление о нем равно (соблюдению) поста, обучение ему равно выстаиванию (молитвы). Благодаря ему поддерживаются родственные узы, им познается халяль и харам. Оно также - вождь, а дело - его последователь. Внушают его счастливые, а лишают его - несчастные”.
Привел Абу Нуайм аль-Асбахани в книге "Хульят аль-авлия"
знания,
наставление,
Му'аз ибн Джабаль