Планировка классического склада

Jan 15, 2016 11:23

Возвращаясь к теме классического склада. Если смотреть с точки зрения логиста (а не строителя, которым я ни разу не являюсь), то планировка классического склада с высоты "птичьего полета" выглядит приблизительно так:




И условно и фактически склад состоит из 2-х неравных частей:
  • Зона экспедиции - иногда называют зоной погрузки-разгрузки, иногда называется и просто эстакада (что конечно же не совсем верно, но тем не менее что есть то есть). По сути это зона где происходит выгрузка товара из машины и погрузка товара в машины, которые паркуются около ворот (доков). В классическом варианте ширина зоны экспедиции составляет 18 метров - в реальной жизни это варьирует от нескольких метров до 24-х метров (видел и такие). Может возникнуть вопрос: почему именно 18 метров. Я постарался нарисовать чтобы было понятнее. Все дело в том, что современная стандартная фура рассчитана на длину в 32 европаллеты размером 120 см. на 80 см., соответственно технология приемки товара такова, что сначала товар выгружается на склад и выставляется как отмечено на рисунке - паллеты в 2 ряда с проходом между ними. Длина выгруженных паллет составит длину стандартной фуры - то есть ~12 метров, далее надо оставить зону для проезда погрузочной техники около 6 метров - оттуда и получается ширина хоны экспедиции 18 метров.
Пример узкой зоны экспедиции:



Пример нормальной зоны экспедиции (слева зона хранения, справа под углом доки):

  • Зона хранения - место где хранится товар - название говорит само за себя и не требует расшифровки. Отмечу лишь, что зона хранения также отдельно зонируется, может состоять из разных камер/помещений, может наполняться стеллажами различной конструкции, высотности или вообще без таковых - все зависит от назначения склада, типа хранимого товара, особенностей комплектации и проч. параметров, о которых будем говорить чуть позже.
В вертикальном разрезе тот же самый склад выглядит так:




Интересным с точки зрения конструктива, в этом разрезе являются 3 момента:
  • Высота пола склада над уровнем земли: стандарт предполагает высоту 120 см. - именно на такую высоту поднят пол грузового отсека стандартной фуры. В реальной жизни есть машины и с другой высотой грузового отсека, например российские Газели - высота кузова составляет 80 см., всевозможные японско-корейские небольшие грузовички - высота также не добирает до классических 120 см. Есть еще и старые нестандартные грузовики с высотой до 140 см. Для решения этой проблемы существуют т.н. доклевеллеры (dock-leveller) - специальные механизмы для выравнивания разницы между высотой грузового отсека автомобиля и пола склада.
Фото отлично демонстирует как это выглядит в реальной жизни:

  • Расположение офисных помещений. Обычно высота зоны хранения достигает от 10 до 14 метров, а как мы выяснили из специфики работы в зоне экспедиции все операции происходят на полу, то получается, что над зоной экспедиции лишняя высота вроде как и не нужна ну или эту высоту можно использовать для чего-то другого. В классическом варианте - пространство над зоной экспедиции используется для офисных помещений и для мезонина. С офисными помещениями все понятно, с одним уточнением: это не всегда место для содержания в загоне офисного планктона, но еще также место для раздевалок, душевых, помещений для приёма пищи, туалетов и много чего необходимого человеческим индивидам работающим на складе. Количество раздевалок, душевых, туалетов и проч. обычно регламентируется множеством нормативных актов и естественно зависит от количества работающих людей, которое закладывается в момент проектирования склада (раздел ТХ проектной документации).
Офисы всегда выглядят скучно, это не те офисы класс "А+" где-нибудь в Манхэттане и Москва Сити - все гораздо прозаичнее:


Уходящие вдаль (по всей длине склада, а длина склада может достигать и пару километров) бездушные узкие коридоры:


А в кабинетах тоже не все радостно:


Бывает и хуже, таджикский шалман в кабинете:

  • Мезонин. Как правило непосредственно над зоной экспедиции располагается т.н. мезонин (mezzanine) - имеет мало общего с чеховским домом с мезанином :)
Со стороны это выглядит так:


Если забраться на него то примерно так:



По мысли жадных девелоперов здесь тоже что-то можно и нужно хранить и за это можно и нужно взимать деньги. Как правило в подавляющем большинстве случаев мезонины редко используются - ну максимум для хранения пустых поддонов и всякого складского хлама. Конечно же есть случаи (и их немало), когда мезонины эффективно используются - обычно для хранения и комплектации всякой мелкоштучной дребедени типа мобильных телефонов, лекарств, одноразовых лезвий и проч. фигни. Но это не отменяет того факта, что мезонины в 90% случаев просто тупо простаивают - не потому что складские операторы глупые или ленивые, просто неудобно. Почему я об этом говорю - просто когда в один прекрасный день читателю этих строк придется покупать или арендовать склад, то ему немедленно начнуть впаривать этот чудесный мезонин и хорошо, если читатель будет точно знать и понимать как использовать этот мезонин, но увы жизнь так мерзко устроена, что скорее всего ему придется взять в нагрузку этот мезонин не понимая зачем ему этот огрызок.

логистика, офис, склад, мезонин

Previous post Next post
Up