Наивный Анри

Dec 27, 2016 17:53

И небольшое размышление на тему веры в себя, плавания против течения и наивность. Мне очень не хватает этого в себе, особенно, что касается фотографии, я часто работаю совместно с клиентом, и поэтому мой "почерк" малоузнаваем. У меня почти не встретить удивительных светотеней, неправильного кадрирования, я мила и стерильна в своих работах. Только изредка меня прорывает на нечто интересное. Вот бы мне смелости и куража, и уверенности, что я гений! Вот бы мне закончить серию с незнакомыми мужчинами, и всё больше их раскрепощать, чтобы это было видно из кадра. И придумать новую историю, и воплотить её.

В музей имени Пушкина я хожу редко, но очень люблю второй этаж с работами импрессионистов. И есть у меня одна картина, возле которой всегда я останавливаюсь и смеюсь. Мне очень нравится то, что на ней изображено, и как автор пришёл к успеху. Я говорю о работе таможенника Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь», написанной в 1910 году.

Вкратце, кто не знает о жизни этого персонажа. Он работал сначала коллектором, а затем клерком в таможенной службе, рисовать не умел никогда, но очень любил искусство. И лет в 40 решил, что пора менять жизнь! Он сблизился с известными художниками того времени, которые, понятное дело, издевались над примитивным искусством Анри. Но Анри был упорным малым и попал со своими картинами на "Выставку независимых". И параллельно он играл на скрипке, даже начал преподавать живопись, рисовать портреты на заказ, в общем, ощущал себя человеком одарённым. И всегда действовал по принципу "я художник, я так вижу".

"Руссо старался подражать официальной салонной живописи. При этом художник вольно обращался с перспективой и моделировкой фигур и весьма свободен был в колористике. Такой «простонародный пересказ» академических канонов вызывает двойственный эффект комизма и своеобразной торжественности".

Меня порадовала история о создании одного портрета "Муза, вдохновляющая поэта" (1909).

"Этот безусловный шедевр художника-примитивиста должен был изображать французского поэта Гийома Аполлинера и его подругу Мари Лорансен в благодарность за посвящение поэмы. Рассказывают, что Аполлинер и Мари позировали Руссо, причём художник при помощи портняжного сантиметра измерял лоб, нос, расстояние между глазами и так далее. Однако на картине персонажи предстали совершенно неузнаваемыми. Хрупкая и стройная в жизни Мари, славящаяся на весь Париж осиной талией, на картине является нам подобной мощному изваянию, чья монументальность подчёркивается ниспадающим складками одеянием. Аполлинер - человек в действительности высокий - изображён маленьким и плотным. Застывшие фигуры вмонтированы в пейзаж, как на снимке провинциального фотографа. Это придаёт им некое комическое величие. Аполлинер обряжен в парадный костюм, в руках у него - белоснежное гусиное перо и свиток: атрибуты поэтического искусства. Корпулентная Муза в античном одеянии вздымает вверх руку в благословляющем жесте. Пропорции фигур нарушены: у Музы слишком большая голова и просто огромная рука. А на переднем плане изображены цветы левкои, но они не растут естественно из земли, похоже, что их туда воткнули для декоративного эффекта. Обидевшемуся Аполлинеру художник объяснил, что «большому поэту нужна большая муза». Отвергнутую поэтом картину купил московский купец Сергей Иванович Щукин".

Я представляю лица заказчиков в момент получения портрета. Вспоминается эпизод с Остапом Бендером, который рисовал плакат на теплоходе, обрисовывая тело Кисы Воробьянинова.



Затем Руссо пишет мою любимую картину про ягуара, нападающего в джунглях на лошадь. Своим друзьям Анри врёт, что по юности он бывал в экзотических странах, где всякого навидался, а на самом деле он часто посещал парижский Ботанический сад и Зоологический музей, и использовал картинки из атласов и открыток. Мне кажется, что компании Panton с её новым трендовым цветом 2017-го года "Greenery" надо было ориентироваться именно на эту картину. Потому что "сам художник гордился работой. «Двадцать два зелёных оттенка!» - гордо сообщил живописец известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу. Соффиччи был потрясён живописной манерой Руссо. После прорисовки карандашом всех контуров экзотических растений, художник наносил различные оттенки зелёного цвета отдельными мазками, по нескольку раз прописывая каждый фрагмент, и тщательно очищал палитру при каждой смене цвета". Посреди этого буйства зелени стоит лошадь с таким выражением лица, что я смеюсь даже сейчас, в попытке описать его. А её передние конечности, по утверждениям критиков, напоминают "танцующие женские ноги". Напомню, что в это время лошадь раздирает ягуар. Картина была куплена за 100 франком французским меценатом Амбруазом Волларом, а затем опять-таки выкуплена русским меценатом Щукиным. Сейчас работы Анри находятся во многим коллекциях мира, так что наивного парня, искренне верящего в свой талант и дело, всё-таки оценили по заслугам. И в следующий раз, когда пойдёте в музей имени Пушкина, обязательно посмотрите на картины Руссо и вспомните его историю.



А я, пожалуй, тоже возьму его концепцию и начну не оглядываться на людей, а работать так, как хочется мне. Поэтому, обращайтесь ко мне, если у вас есть интересные мысли.

Вот тут https://artchive.ru/publications/277~Anri_Russo_10_jarkikh_faktov_k_jubileju_Tamozhennika
и тут http://www.sk-news.ru/blogs/skbs/naivnoe-obayanie-primitivizma-anri-russo-/ можно почитать ещё о картинах Руссо.

визуально, моя жизнь, абзац!

Previous post Next post
Up