Последние два дня были предсказуемо тяжелыми и эмоциональными. Для меня, пожалуй, слишком. Даже учитывая, что прокаты я смотрела одним глазом и "из кухни". Мимо меня проходили злющий Хавьер, Флоран в слезах и вечно сияющий Браун... я переводила для самого молодого и самого опытного участника мужского турнира. я была свидетелем бушующего микста после снятия Плющенко и последнего интервью после проката Эбботта. Я получила самые лестные отзывы о своей работе и лишилась аккредитации в микст-зону (временно, по крайней мере). Было ужасно сложно не поддаваться эмоциям и сохранять профессионализм. Но смотреть все это дома по телевизору я бы не смогла - сейчас, по крайней мере, воспоминания о процессе заполняют пустоту от результатов.
Сейчас у меня на руках целый ворох записей, распечаток и аудиофайлов, но все это вместить в один пост я бы при всем желании не смогла, так что не обессудьте.
Вообще, работа на короткой программе для меня началась с Миши Ге. Правда, по-английски он говорит намного лучше меня, поэтому просто постояла, послушала.... потрясающий шоу-мен Миша, все-таки. Вышел в микст со словами "English, Russian, Chinese?" Говорил много и с удовольствием. О том, что берет уроки авторского мастерства в голливуде, о том, как они вместе с мамой (он ее называет Ванесса Джи) ставят программы, о своей работе в качестве хореографа, о том, что в будущем планирует посвятить себя как раз танцам, о дедушке - также из артистической тусовки, о том, как старался принести дух рокэнрола на лед, несмотря на то, что зал был не разогрет... одно удовольствие слушать. Красивая, поставленная речь, без тени усталости или смущения. Приятно удивлена.
И наконец-то появилась возможность поработать с иностранными спортсменами: нашу прессу обычно вообще никто не интересует, а тут... я переводила Мартинеса. И он меня правда впечатлил. Не знаю, мне почему-то захотелось верить, что нас ждет что-то вроде симбиоза Ханью и Хави. Перевод, пожалуй, приводить не буду, просто кину ссылку на статью Бориса Ходоровского:
http://itar-tass.com/sport/965575 . Огромная честь работать с ИТАР-ТАСС, спасибо Играм за такую возможность!
Обратно в гущу миксте я возвращалась счастливая и наткнулась на каменные лица коллег по цеху. "Плющенко снимается". Нет! Не может быть! Он не мог так поступить, не мог просто! И тут началась канитель.
Сначала выступал Мишин. Путался в показаниях, переходил с русского на английский, и ни на одном не выражался точно. Если коротко, о главном: "Почитайте правила. Замену нужно было делать утром после командного турнира в случае травмы. И травма должна быть свежей. У нас травмы не было. Поэтому замену делать было не честно, это не фэирплей... Уходить из спорта можно в любое время, для замен есть конкретные сроки.... Прошу вас не делать из этого трагедию. мы с Женей работаем уже 20 лет, и по большей части они были успешными. Пожалуйста, не критикует его из-за одного неудачного старта, помните его заслуги.... не думаю, что он будет продолжать любительскую карьеру, и не думаю, что ему это нужно. Пора открыть дорогу молодым.... может быть, фигурное катание войдет в программу Паралимпийских Игр, и мы снова сформулируем с Женей отличную команду... больше ничего умного не скажу, надо поговорить с врачами. Сейчас ничего больше не знаю".
Плющенко ждали до середины следующей разминки. Окончательно опустить настроение ниже плинтуса и заставить меня в первый раз прослезиться на работе смог Джер. Я боялась, что он просто не поднимется. Я боялась, что он не закончит программу. Я боялась, что он не выйдет на произвольную. Мужик. Просто мужик. Мне всегда нравилось его катание, но я никогда не знала, что он за человек. И завеса открылась на этих играх, ибо мне посчастливилось просто присутствовать рядом. После короткой программы он был, конечно, несчастен. Но говорил с достоинством и даже оптимизмом. "После падения меня пронзила боль. Я не знал, что делать: пойти к судьям или продолжить программу. Но я услышал поддержку толпы и понял, что должен докатать - ради зрителей.... конечно, я понимаю, что больше не могу претендовать на медаль. Моя цель: выдать достойный прокат на своих последних Играх".
Плющенко.... многие уже даже бросили надежду его дождаться, но он-таки пришел. Пришел в полном спокойствии и с куда более плавной и хорошо поставленной речью. "Вчера на тренировке я упал с четверного тулупа и акселя, и почувствовал боль в спине. Сегодня на утренней тренировке я не мог прыгать вообще, катался минут 7 от силы. Но думал, приму обезболивающие и случится чудо. Чуда не случилось. Я прыгнул аксель, потом еще один, и боль перешла на правую ногу, голова отключилась. Я понял, это все. Видимо, бог сказал мне: "хватит с тебя всего этого". Я очень рад, что выступил в Сочи, что взял здесь золото. Сейчас нужно заняться здоровьем, побыть с семьей. Не знаю, может быть, полечу в Израиль, может, в Петербург, может, в Москву к врачу. А потом у меня будет тур "Евгений Плющенко представляет". Надеюсь, он будет добиться долго, может быть, десятилетия. Что я скажу Максиму Ковтуну... а что я должен ему сказать? Поздороваюсь, наверное. Или это с подковыркой вопрос? У него еще будут Игры. И с чего вы взяли, что ехать должен был Ковтун? Воронов, на мой взгляд, лучше бы справился. За золото будут бороться Чан, Ханью и Фернандес. Я бы поставил на Ханью". Пожалуй, воздержусь от оценки этого цирка... а, нет, я же уже сказала слово "цирк". Ну вот, добавить мне нечего.
А между тем шоу продолжалось, и продолжалось более чем неплохо. На самом деле, результаты оставшихся разминка по большей части очень радовали. И оставили шансы и возможности не 5-6, а целым 13 участникам. Когда еще такое было на Олимпийских-то Играх? И хотелось сказать: "остановись, мгновенье, ты прекрасно!" Но нет, пришел следующий день, а с ним ворох разочарований. Единственными светлыми пятнами были раздача часов swatch для волонтеров (симпатичные, розовые, но тикают громко, зараза!), жутко лестный отзыв от одного из репортеров, которым я переводила Плющенко ("I've said everybody here, you've got to see that young woman, she's amazing" - серьезно, ничего приятнее я не слышала!) и эмоции одного из моих коллег и друзей, который засветился на всех федеральных и не очень каналов, переводя Ханью.
Все остальное хочется забыть, как страшный сон. Ну, в первую очередь, наблюдала за событиями я не из микста, а из своего кабинета. Ибо наказана. За что именно, напишу отдельной закрытой записью, ибо это настоящая Санта-Барбара. Благо, все разрешилось. Но я счастлива, что успела увидеть речь Джереми после шикарного, близкого идеальному проката. Тронута до глубины души.
"Я хотел показать хороший прокат на Играх и я сделал это. Я долго и упорно тренировался, намного лучше, чем выступал. И я очень благодарен российской публике. Почему не делал квад? На самом деле, я был просто не в состоянии скрутить его сегодня. Я хотел выйти и сделать его, но мне сказали не делать глупостей. Не делай глупости, делай то, что получается и сделай хорошую программу.
Давление Игр... все давление идет из моей головы. Это какой-то монстр, которого практически невозможно победить. На самом деле, когда я приехал сюда, я чувствовал себя вполне нормально, мне нравился лед, я не чувствовал страха перед ним. Это было просто частью того, что я привык делать. Мне все осень нравилось, я чувствовал себя комфортно. Так что дело не в Играх. Я хотел выйти и сделать свою работу, показать лучший результат. Дело во мне самом, в моей голове. Я ведь достаточно хорош, чтобы подняться здесь на пьедестал. По крайней мере, по пути сюда я действительно верил, что у меня есть шанс, что я могу дать себе возможность быть там. Так что, возможно, я слишком сильно давил сам на себя. Я должен был отдать чисто, чтобы быть в тройке. А когда хочешь чего-то так сильно, тебя просто сворачивает в пружину, становится невозможно это выдержать. А потом еще эта травма, которая не позволила мне даже прыгать квад. Поэтому сегодня морей целью было отказать как можно лучше и получить удовольствие от проката, что у меня и получилось. Я смог выйти, высоко поднять голову и сказать: " я приехал сюда, чтобы сделать свою работу". И я сделал ее, и сделал ее хорошо. Я счастлив, что смог добиться таких результатов. Опять же, для меня был невероятный опыт, и это было все же лучше, чем в Ванкувере. Я очень счастлив, правда.
(По поводу недоброжелателей и критиков) знаете.... я хотел бы просто выйти к этим людям, показать известный палец и сказать "идите ...". Потому что они никогда не были на моем месте. Они никогда не делали того, что делал я. Никто не обязан стоять перед судом миллионов людей и жертвовать всем ради 8 минут жизни, а я это делал 27 лет. И если вы думаете, что в этом нет ничего сложного, думайте как хотите. Многие люди справляются с этим лучше, но у каждого в голове идет настоящая битва, каждый проходит через одни и те же вещи. И я не один, у всех были взлеты и падения, просто в разные моменты. Многие оказываются на пике на Играх, другие на национальных чемпионатах. И у всех своя история. Я горд тем, что стою здесь в качестве четырехкратного чемпиона своей страны, и этого у меня никто не отнимет. Знаете, что бы обо мне ни говорили, это их собственные проблемы. Я ужасно горд тем, что я сделал. И мне не за что извиниться.
(О Патрике) Мы с Патриком тренируемся вместе каждый день, и он один из самых трудолюбивых людей, которых я видел. Если честно, это даже обидно, я ведь работаю в поте лица каждый день. Через все травмы и неудачи, я все равно тренруёсь так, как только могу. Но видеть его тренировки.... мне приходится повторять себе, что я не могу тренироваться еще больше, жтрму что мы ведь очень разные. Он осень сильный, компактный (*хорошее слово, точнее не скажешь), а я намного выше и тоньше... так что у нас очень разная механика, я делаю все, что в моих силах, но он... он просто рожден для этого и также делает все от него зависящее....
Теперь я планирую насладиться оставшимися днями игр. В прошлом году мне было так плохо, что я не справился, чтото вообще ничего не видел. Я хочу поехать в горы, я их еще не видел. Посмотреть горные соревнования, хоккей, сани, скелетон, бобслей, просто насладиться последними моментами Олимпиады в качестве зрителя. Так что сейчас я отдохну, а когда вернусь домой, я сяду и поговорирю с Юко и Джейсоном. Это будет как раз перед ЧМ, и мы примем решение,что нам делать дальше. Сейчас мы еще не говорили об этом, посмотрим...
Я всегда старался держать баланс, и работал над прыжквым арсеналом, так же как и над другими пунктами, которые я особенно люблю. Мне нравится работать над коньком, скольжением, мне нравится возможность свободно двигаться на льду и возможность самовыражения через движения тела. Так что я пытался сохранять баланс между спортивной составляющей и техникой, а также творить на льду то, во что я верю и чем я горжусь. Этот баланс найти достаточно сложно, но наблюдая за развитием фигурного катание, особенно мужского одиночного фигурного катания, я скажу, что то, что сейчас происходит просто невероятно. Люди могут делать несколько квадов в программе, при этом лучшая качество катания. Я очень запечатлен прогрессом этого мида спорта, и я думаю. Пока люди могут это делать, почему бы и нет, пока они делают это действительно хорошо, я полностью за. Но, знаете, я рад, что это мой последний сезон, и что больше мне этого делать не прийдется. Потому что это невероятно сложно. мы всегда должны думать о каждом шаге, повороте, ребре, вращении,убедиться, что правильно все посчитали, что все принесло необходимые баллы, и нельзя отвлекаться ни на секунду. И это действительно очень сложно. Так что я горд тем, что я сделал, я горжусь своей карьерой....
(видимо, об увлечениях вне льда) знаете, перед Играми у меня был очень загруженный период, так что,когда я был не на льду, я вообще не делал ничего особенного. Я читаю или смотрю телевизор. Ничего энергозатратного. Я всегда оптимистом, старался видеть только хорошее в людях и событиях. Это сложный спорт, и если бы я относился ко всему по-другому, я бы вообще сидел сейчас дома и смотрел игры по телевизору. Так что я думаю, мой позитивный взгляд на мир и оптимизм мне очень помогли. У меня есть история побед и я бы горд тем, что я сделал. Может быть, у меня нет олимпийского золота или мирового титула, но у меня есть история, то, чем я могу поделиться, и никто меня этого не отнимет. Меня 4 национальных титула и 2 Олимпиады,а об этом большинство людей может только мечтать. Я горд моей историей и тем,что внес мне поколение фигуристов.
Что я буду делать потом? Не знаю. Я хочу продолжать выступать. Я люблю кататься на льду,я люблю выступать, я люблю публику. Когда у тебя есть зрители, которые тебя поддерживают, ты открываешь им свое сердце. И мне это нравится. Мне нравится отдавать частичку себя зрителям. И я надеюсь, что у меня будет долгая карьера профессионального фигуриста, что смогу продолжить вершить искусство, и затрагивать сердца людей тем, что я делаю.
(О Джейсоне Брауне) я понятия не имею, что он думает, мне кажется он все еще думает, что это сон. Он вошел в олимпийской сборную, в которую мечтал попасть, у него уже есть Олимпийская медаль, а теперь рне в последней группе фигуристов в произвольной программе. Это уже очень много значит. Я думаю, он даже не понимает, что происходит. У меня лично никогда не было всего этого. Я пришел на этот уровень намного позже. Когда мне было 19, я выиграл юниорский Мир. Мне еще нужно было ждать и ждать своего шанса на играх. Тогда все это давление и нервы ощущались совсем по-другому. Я надеюсь, Джейсон справится. Кори - замечательный тренер, Джейсон - особенный парень. Я очень надеюсь, что он сможет сохранить эту непосредственность и оптимизм."
Совершенно особенный фигурист, я просто рада, что застала его-таки на льду и имела счастье с ним работать.
Все, что было дальше было похоже на кошмарный сон. На самом деле, все все видели, и ничего нового я не скажу. Мне физически больно за Патрика. Человек, сколько сделавший для фк, толкнувший его на столь высокий уровень, выигравший 3 чемпионата мира, кровью и потом совершенствующийся, невероятно трудолюбивый Патрик - легенда. Но он никогда не станет олимпийской чемпионом. В этом не виноваты ни судьи, ни кто бы толще. Патрика нужно было просто протянуть руку и взять эту медаль. Он не взял. Он сам отдал ее Юзуру. На него, конечно, все давило. И килограмы медалей, и собственные амбиции, и честь страны (каналы никогда не выигрывали мужской турнир в фк) - и Патрик не выдержал. Я не знаю, будет ли он продолжать кататься (в своем интервью он сказал о чм следующее: "я уже выиграл три, не знаю, выдержу ли еще один"),но все понимают, на следующих Играх ему будет 27, для фк возраст более чем солидный, Чан сам неосторожно говорил о Плющенко, что сколько, мол, в Скотту не живут. И он уже устал, устал смертельно. И я от всего сердца желала ему уйти привел решались с воинскими золотом нм шее. А получилось как получилось, и сделать с этим ничего нельзя.
Я очень рада за Юзуру, я очень люблю Юзуру, но... он пока не заработал на этот титул. И в том числе, на льду Айсберга. Он невероятно талантливый, он борец, но.... везде сплошные но, и от этого комок в горле. Он стал олимпийским чемпионом как будто вне очереди, слишком рано. У него прости наверняка будут еще одни игры, как минимум, его Игры, судьба выкинула какую-то совсем смешную шутку. И теперь Юзуру придется работать еще больше и тяжелее, чтобы доказать, что он заслуживает титула, который, впрочем, у него теперь никто не отнимет.
А Тен... а Тем молодец. Тихим хапом, потихоньку он вошел в мировую элиту. Темная лошадка, которая всегда в нужном месте и в нужное время. Безумно люблю его произвольную программу, очень уважаю его тренера и от всего сердца поздравляю Дениса с этой медалью - заслуженной, несмотря на все перипетии и неудачи.
Все знают, что я очень люблю Хавьера... но.,. Я считаю, что Олимпийские медали даются за трудолюбие и жертвы, а Хави... значит, пока не заработал. Он совершил фантастический прыжок, его уровня действительно вызывает восхищение, он безусловно сильнейший в Европе.... что ж, продолжай в том же духе, впереди Корея!
Не могу обойти вниманием Дайске. Спасибо, что приехала, спасибо за последний четыре года, спасибо за твое искусство. да, возможно, следовало бы уйти после Ванкувера, меньше было бы боли и переживаний, но... мы юы никогда не увидели всех тех мини-шедевров, которые он дарит публике ванн зависимости от своей формы. Я лично считаю его лучшим фигуристом своей эпохи (Да, Чан - лучший фтгурист четврехлетия, Дайс - всего поколения)
Ну и Браун... мое солнце, которого я даже не надеялась увидеть вживую так скоро. От него теперь в принципе ничего не требовалось,кроме красивого проката. И он не подвел. Именно он закрывал Игры, и эта точка получилась легкой, яркой и трогательной. Я, конечно, была несколько в шоке от баллов, я вообще планировала его в пятерку... какая-то путаница с заходом на аксель, надо посмотреть повтор. Но факт в том, что он получил бесценный опыт, он запомнился, он еще поднимется на олимпийский пьедестал. И я видела его после проката, он был счастлив, а что может быть важнее? Вот Юзуру счастлив не был, а Браун... он солнечный.
На самом деле, очень много можно перечислять моментов этих Игр, веренее, важнейшей для меня части этих игр. Но все описать не получилось совершенно, так что на этом пока остановлюсь. Я обязательно вернусь к парам, просто пока не было времени сесть привести в порядок свои мысли и записи. И эмоции от мужских соревнований оказались сильнее, я просто боялась расплескать их в очереди на запись.... так что продолжение следует)