ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НА БЛИЖНЕЕ БУДУЩЕЕ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ (Персонализация как веха прогресса - продолжение)
Персонализация в сфере образования.
Развитие системы образования так же тяготеет к созданию методов индивидуального подхода к ученику, отходя от «образованщины» - усреднённого стандарта . Уже сегодня, в инновационных научных разработках, посвященных проблемам образования, почти нет работ, в которых персональный или личностно-ориентированный подход не присутствовал бы в качестве методологической или теоретической основы.
Современные информационные технологии позволяют, при дефиците преподавателей, организовывать и осуществлять самообразование на дому, компоновать индивидуальную программу обучения, приспосабливая её для нужд конкретного человека. Аналогично и для учителей предлагаются, на выбор, разнообразные образовательные программы. Многие фирмы предлагают, для кандидатов на вакантные места и для повышения квалификации своих рабочих, частное программное обучение.
Специально для детей создаются технологические образовательные инструменты, дающие свободный доступ к широким знаниям, обучающие каждого особенного ребёнка самостоятельной работе с информацией, при знакомстве его с достижениями мировой культуры и науки.
Персонализация в сфере идентификации личности.
Начиная от паспортов, удостоверяющих личность, персонализация идентификации идёт к микрочипированию субъекта . В чипе будет заложен индивидуальный номер - ключ, открывающий персональные базы, содержащие данные о страховке, о принадлежности человека к той или иной организации, платёжной системе или государственной системе, кошелёк с личными средствами, медицинскую амбулаторную карту, а так же электронные ключи к дверям собственного дома или автомобиля.
Доступ в глобальные информационные сети в будущем будет, так же, строго по персональным данным. Анонимный доступ в интернет будет уже нелегален. Делается это не только из соображений кибербезопасности, но и для ускорения и большей эффективности работы виртуальных систем, за счёт ряда упорядочивающих работу в сети регламентаций поведения.
Это аналогично ситуации с автотранспортом на дорогах. Первоначально, на заре автомобильной эры, не было никаких правил движения, не было удостоверений на право вождения авто и не было идентификационных номеров автомобилей. По мере развития автотранспортной сферы, когда начали образовываться огромные пробки и заторы на дорогах, и движение, в целом, представляло большую опасность, все эти правила и требования к каждому водителю постепенно вводились и усложнялись. Теперь у каждого водителя есть собственное удостоверение на право вождения данным видом автотранспортного средства, которые, в свою очередь, имеют индивидуальный номерной знак. Нынешнее состояние интернета аналогично состоянию на дорогах до введения правил дорожного движения.
В будущем, входя в сеть, каждый будет предоставлять свои идентификационные данные. Работая в сети, каждый индивид будет оставлять свои собственные «следы», что повысит чувство личной ответственности.
Новое ремесленничество.
Персонализация и удешевление компьютерной техники позволяют, при умеренных затратах, организовывать домашние студии по производству различного информационного или художественного продукта. Ограничения в изготовлении виртуального продукта будут здесь связаны лишь с личными способностями и трудолюбием человека.
Таким образом, каждый человек становится владельцем орудий труда. И этим орудием, прежде всего, становится собственный ум, талант, личность.
На следующем этапе технологического развития, нанотехнологии дадут каждому человеку 3D-нанопринтеры в дом. Они позволят буквально выращивать материальные предметы, конструируя их по отдельным молекулам из имеющихся химических элементов. Все, что потребуется от человека - это лишь создавать интеллектуальные программы для работы нанопринтера. Это откроет новые возможности для творчества, для создания уникального продукта, для индивидуального ремесленничества, на новом технологическом уровне.
Предельный этап развития этих технологий: виртуальная реальность - как проекция индивидуального сознания. Благодаря технологиям соединения человеческого сознания с компьютером (нейроинтерфейс) появится возможность одной лишь силой воображения творить свои собственные виртуальные миры, сотворённые по своему хотению, образу и подобию, с уникальными внутренними законами. Конечно, человек не лишён будет возможности творить коллективно с другими людьми виртуальные миры и входить в чужие - сотворённые другими пространства (по приглашению) - но, при желании, каждый сможет замкнуться только в своём собственном мирке, который будет только лично для него, и где он будет творцом-демиургом.
Обратная сторона прогресса: деперсонализация.
Теперь, для более чёткого выявления парадоксальности исторического процесса с точки зрения прогрессизма, стоит рассмотреть иную, противоположную тенденцию в этом процессе - новую деперсонализацию, параллельно идущую с вышеописанной персонализацией.
Этот процесс отчуждения изнутри вовне можно рассматривать начиная с дописьменной эпохи человечества.
Дописьменную эпоху принято считать временем отсталости и мрака невежества. Но так ли это? Известно, что, например, ведическая традиция, задолго до того как была записана, многие тысячелетия передавалась изустно из поколения в поколение. То есть люди должны были хранить в своей памяти огромные объёмы информации. Поэтому, класс интеллектуалов был крайне узок. «Мудрец» - в древние времена - практически штучный экземпляр.
Ситуация начала постепенно меняться с изобретением письменности. Теперь значительную долю знаний можно было фиксировать на внешнем материальном носителе, освобождая тем самым внутреннее пространство памяти человека. С развитием книгопечатания, доля внешних носителей и хранителей информации, увеличивалась, а объём индивидуальной памяти каждого субъекта, уменьшался. С изобретением компьютеров и глобальных информационных сетей, нужда в сохранении собственной внутренней памяти начала снижаться стремительно. Технологии дали возможность переводить все виды информации в электронные форматы и с лёгкостью загружать их в базы мировых сетей. Возможности поисковых систем позволяют ныне человеку моментально получить нужную неизвестную ему ранее информацию, при правильно сформулированном запросе. Нет более смысла хранить в своей памяти энциклопедии и религиозные текстовые пантеоны. То есть, индивидуальная человеческая память, выносимая на хранение во внешнее информ-пространство, практически опустошается, оставляя всё больше места интеллектуальным инструментам манипуляции с информацией.
В итоге, развитие информационных технологий приводит к обществу, где индивид растворяется в общем информационном потоке - становится прозрачен для него, сохраняя и проявляя индивидуальность лишь посредством собственного логического, герменевтического или иного когнитивного, понятийного и т.д. интеллектуального аппарата (инструментария).
Моральный аспект деперсонализации.
Можно представить себе мир таким, каким он может стать, при сохранении нынешних тенденций развития, через пару десятилетий - мир окутанный плотной сетью информационных коммуникаций, мир финансовой и криминальной прозрачности, в котором невозможно что-либо сокрыть. Мир, где всё тайное становится, в кратчайшие сроки, явным.
Люди, которым есть, что скрывать друг от друга, не смогут войти в такое общество. В обществе всеобщей открытости не будет места интимному пространству человеческого эго. Придётся отказаться от всего, что мы считаем нужным, по тем или иным причинам, скрывать от общества. Либо изменить своё отношение к этим «грехам» - совершить переоценку ценностей: сделать порицаемое и осуждаемое хотя бы нейтральным в своих и чужих глазах.
Цивилизация, в которой мы ныне пребываем почти целиком построена на фундаменте эго как элементе структуры личности. Секретность, тайны, границы - неотъемлемая составляющая современного общества. Сюда относится тайна личной жизни, секреты фирмы и границы государства. Современные организации, чья конкурентоспособность построена на секретности и протекционизме, не способны будут функционировать в мире без стен, без механизмов защиты информации. Например, монополия «Microsoft», яро защищающая права на свою интеллектуальную собственность и держащая основные коды своих электронных продуктов закрытыми, не сможет сохранять свой статус-кво при достаточно широком распространении «Linux», где все основные коды открыты и бесплатны.
Кстати, показательна сегодня новая архитектурная мода - строительство зданий с огромными стёклами или прозрачными со всех сторон стенами. А так же мода на «реалити-шоу», типа: «За стеклом», «Дом-2» и др. Это тоже признаки возрастающей ауторефлексии современного общества.
В этом парадокс современного этапа прогресса: частная собственность, так же как и тайна частной жизни, считались, до недавнего времени, неоспоримым позитивным достижением социального прогресса. Однако, дальнейшее развитие, как показывает практика, ведёт к неизбежному отмиранию вышеназванных, казалось бы незыблемых, институтов развитого общества. На смену этим институтам, требующим для своей защиты сложного писанного законодательства, развитого юридического аппарата и сильных правоохранительных органов, приходят иные - по сути, социалистические (коммунистические) институты коллективного владения, свободного доступа, обеспеченные уже неписанными регулятивными механизмами. Внешние культурные, религиозные, силовые и юридические управленческие программы трансформируются и уходят во внутренний сознательный закон совести.
Только при условии наличия высокой степени сознательности человека и осознания личной ответственности возможно существование максимально открытого, прозрачного общества.
Требуемый для сохранения целостности такого общества высочайший уровень толерантности и гуманизма, так же может быть обеспечен лишь новым качеством нравственности, ответственности, самосознания, саморефлексии каждого члена общества. В итоге это приведёт к отмене государства как юридического субъекта и закона как посредника во взаимоотношениях человека и общества, человека и окружающей среды. Исчезнут предрассудки, церемониал, формальности, догмы, границы и стереотипы, обеспечив чрезвычайную гибкость и высокоскоростную динамику социальной системы. Единственный регулятивный механизм, сдерживающий такое общество от самоуничтожения, может быть следующий: «не пожелай другому того, чего не желаешь себе». Ведь категории «добра» и «зла» не существуют в своей абсолютной экзистенции - как самостоятельные сущности. Что добро, а что зло мы определяем лишь в соответствии с целями, которые перед нами стоят. Общность целей формирует общественный консенсус по поводу содержания понятий «добро» и «зло». И будущее общество абсолютной свободы появится лишь при определении трансцендентной Мета-цели, которая будет разделяема, в полной мере, всеми членами общества.