ПОДБОРКА ЗАПАДНОГО КИНО О ГУМАНИЗМЕ

Dec 10, 2016 23:56



Рано говорить о том, что западная культура капитулирует перед антигуманистическим движением постмодерна. Еще есть очаги сопротивления расчеловечиванию. Иногда они проявляются в индустрии кинематографа. Вот несколько примеров кино о человечности, сложности человека, глубине человека, цене человека.

«Игра» (The Game), 1997 - психологический триллер Дэвида Финчера.


Что можно подарить человеку, у которого есть все? - Необычайный опыт!
Опыт оказывается настолько необычаен, что можно сравнить его с мистериальным посвящением. И действительно, все движется к трансформирующей инициации через ритуальную смерть - прежний человек умирает и обретается человек новый - подлинный, для которого открыт совершенно новый мир, бесконечно более богатый мир, чем тот, что имел. Стоило лишь сойти с колеи, которая вела к экзистенциальному угасанию, к смерти реальной.
Фильм нужно смотреть от начала до конца, ни в коем случае не спрашивая, каким будет финал. Это один из тех фильмов, которые смотрятся лишь один раз. Именно при первом внимательном просмотре можно получить полноту истинного удовольствия от замысла сценариста. Во второй раз - когда развязка уже ясна - фильм можно посмотреть лишь из-за прекрасной режиссёрской работы и игры актёров (Майкла Дугласа, например).

«Геймер» (Gamer), 2009 - футуристический триллер, антиутопия.


Беспрекрасная картина скорого будущего, логически вытекающая из постмодернистского расчеловечивающего тренда. Морально-нравственный, а наиболее гуманистический аспект заострён. Человек здесь - живая игрушка, под управлением платежеспособных геймеров. Какова цена человеческой жизни? В чем ценность и назначение самого человека? Человек отныне лишь средство, абсолютное средство, лишаемое достоинства и собственной сущности. Но ведь добровольно лишаемое - согласное отдать свою сущность целиком, в обмен на ощущения наслаждения и полной безответственности. Лишь редкий человек сохраняет остатки человечности, среди сплошного расчеловечивания.
В общем, фильм рассчитан на разные категории восприятия - кто-то увидит лишь трешевый боевичок, а кто-то увидит зеркало морального состояния будущего поколения землян.

«О́стров» (The Island) - футурологическое кино 2005 года, режиссёр Майкл Бэй.


Шикарный фантастический фильм, в красивейшим стиле, с роскошными декорациями спецэффектами. Поднимает вопросы гуманизма, биоэтики, человеческой души, права на жизнь.
Есть ли душа, личность, человеческая свободная творческая сущность у… клона? Или же это лишь биологический объект, инструмент, препарат для продления жизни своего «хозяина»?

«Блуберри» (Blueberry), психоделическая мистика, вестерн, США, 2004, Режиссёр Ян Кунен.


Тот, кто не любит вестены, может подумать, в течение часа просмотра, что даром тратит время и, что это какое-то издевательство. Однако, вестерн здесь - это лишь внешняя оболочка, за которой скрыто ядро глубокого смысла. С тем же успехом, вместо вестерна это могло быть кино с самураями - суть фильма в другом... - в потустороннем. Этот фильм не зря заслужил славу среди любителей Кастанеды и просто экспериментаторов с «волшебными снадобъями». Сам режиссёр фильма, кажется, делал этот фильм в не совсем нормальном состоянии сознания. И этим он заложил некоторые скрытые нюансы в происходящее на экране, которые раскрываются, так же, лишь при просмотре в подобном состоянии.
Некоторые рецензенты в инете относят этот фильм к «шедеврам», но, если это и преувеличение, то, всё же мы увидим прекрасно воплощённые психологические характеры героев фильма, чудные пейзажи, удивительное изображение индейской магии, ненависть и любовь.
Это фильм о победе над собой, над своими страхами, о духовном преображении через индейскую магию. Но сильнее всего - это любовь. Она оказывается сильнее страхов, сильнее магии, сильнее смерти. «Добро пожаловать в новый мир».

«Вечное сияние чистого разума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind), 2004


«Ничто не вечно, кроме любви». Хороший материал для мозговедов, для поклонников актёрского таланта Джима Керри. Последний здесь предстаёт в совершенно новом не-комичном, но драмматическом амплуа.
Можно стереть воспоминания, но невозможно стереть подлинное чувство. Человеческая душа - нечто гораздо более сложное, чем просто совокупность нервных клеток, передающих сигналы памяти.

«Человек на Луне» (англ. Man On The Moon) 1999.


Биографический фильм о реальном человеке - гениальном короле розыгрышей - Энди Кауфмане. Некоторые утверждают, что Кауфман -величайший из юмористов всех времён. Человек, реальную личность которого никто не знал, сделал удивительнейший розыгрыш в истории комедии - разыграл свою смерть, оставив нам возможность лишь гадать. Многие думают, что он действительно умер. А многие уверены, что он до сих пор жив. Неординарный актёр Д.Керри играет неординарного комика Кауфмана, который, в свою очередь, играл других неординарных персонажей. Фильм-загадка о человеке-загадке.

«Доро́га» (англ. The Road), 2009 - постапокалиптическая драма режиссёра Джона Хиллкоута, экранизация одноимённого романа Кормака Маккарти.


Очередная футурологическая, претендующая на пророческую, зарисовка. Очень мрачная, тяжёлая и оттого кажущаяся правдивой. Настолько, что сам глубоко переживаешь происходящее и в какой-то момент хочется произнести: «что же мы, люди, натворили!!». Почти утрачиваешь сомнения в возможности подобной развязки мировых событий, особенно глядя на нынешнюю степень алчности и порочности человечества. Утративший цвета, умирающий мир… Отчуждение здесь достигает предела: процветает каннибализм - отношение к человеку как к добыче, пище - порождает ужас перед каждым встречным.
Весь фильм сопровождает гнетущая атмосфера безысходности, бессмысленности борьбы за выживание, в непрерывном ожидании опасности, в непрестанном страхе, голоде, холоде. И всему этому не видно конца - нет никакой надежды увидеть свет в конце туннеля. Нет даже ощущения богооставленности, потому, что любые воспоминания о Боге исчезли без следа.
Однако, что-то заставляет некоторых бороться за выживание, сохраняя человечность и осознание ценности человеческой жизни. Это некий «внутренний огонь», слабо теплящийся жизнеутверждающим смыслом, средь кромешного мрака бессмысленности.

гуманизм, постмодерн, Кино, расчеловечивание

Previous post Next post
Up