Зависимости

Jan 10, 2015 23:34

Мы много знаем о разных видах зависимостей (в психологии - аддикций): алкоголизм, наркомания, токсикомания, знаем о религиозных,  пищевых, эротическим зависимостях, влечению к азартным играм и трате денег. В последнее время много говорят об интернет-зависимости, о которой существует несколько теорий. Но есть и ещё несколько интересных видов зависимостей.

Трудоголизм
Как и любая другая аддикция, работоголизм (трудоголизм)является бегством от реальности с помощью изменения своего психического состояния, в данном случае посредством фиксации на работе (работоголизм и трудоголизм в нашей работе являются синонимами).

Как подчеркивает М. Grifftihs [55], основное различие трудолюбия и работоголизма, как и в случае других поведенческих аддикций, состоит в том, что здоровые поведенческие модели что-то привносят в жизнь, в то время как аддикции забирают из жизни. Он же справедливо замечает, что аддикция не возникает в вакууме: идентичное поведение может быть по-разному интерпретировано в зависимости от контекста.

О. Веснина [3] предложила свою классификацию трудоголиков в плане дальнейшего прогноза и коррекции их аддикции, которая, несмотря на свой очевидный научно-популярный стиль, в какой-то степени отражает различия среди аддиктов:

● "Трудоголик для других" - это тот, кто очень много работает и очень доволен этим. Мама и друзья, а затем жена и дети (если он их сумеет завести) могут быть очень недовольны, но поделать с этим ничего не могут. Помочь "трудоголику для других" невозможно. Это все равно, что лечить наркомана, который не хочет лечиться.

● "Трудоголик для себя" - это тот, кто очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства. "Трудоголик для себя" совсем не безнадежен. Не всякий, кто очень много работает, является трудоголиком. Если другие области жизни такого работника (семья, досуг, друзья) не страдают, то это значит, что он любит не только работу, но и все остальное.

● "Успешный трудоголик" - это тот, кто благодаря своей работе добивается больших профессиональных/карьерных успехов.

● "Трудоголик-неудачник" - это тот, кто рьяно занимается бесполезной деятельностью, которая никому не нужна. Он имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни.

● "Скрытый трудоголик" - это тот, кто на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдает работе. Одна "нога" трудоголика "растет" из страха перед близкими и глубиной (не структурированной работой) эмоциональных отношений с людьми, а также страха внутренней пустоты, которую надо заполнить. Другая "нога" "растет" из стремления к превосходству над всеми и совершенству (в детстве от трудоголика всегда что-то требовали и никогда не любили его таким, каким он был).

Спортивная аддикция (аддикция упражнений, тренировок)

В современной науке о спорте принято различать спорт для здоровья (то, что раньше называлось физической культурой) и спорт высших достижений (профессиональный). Кроме того, выделяют и так называемые экстремальные виды спорта, которые в наши дни завоевывают все большую популярность. Бесспорно, физическая активность и спорт повышают качество жизни. Парадоксально, что, несмотря на огромную пользу спорта, среди специалистов существует неформальный консенсус, что физическая активность может приносить и вред. Из негативных эффектов спорта исследователи чаще всего говорят об аддикции упражнений.. Именно спорт высших достижений и экстремальный спорт несут в себе наибольший аддиктивный потенциал. Это находит подтверждение и в пока единичных экспериментальных исследованиях. Венгерские исследователи  недавно опубликовали работу, где показали, что у дельтапланеристов (экстремальных спортсменов) ангедония как проявление симтомов отмены вне занятий спортом выражена существенно больше, чем у спортсменов, занимающимися менее рисковыми видами спорта.

Термин аддикция упражнений впервые был упомянута P. Baekeland, когда он исследовал эффект депривации физической нагрузки на паттерны сна. Он столкнулся с большими трудностями при наборе спортсменов-аддиктов (тех, кто тренировался 5-6 дней в неделю), которые были бы готовы отказаться от своих тренировок на один месяц. Фактически, они отказывались от участия в эксперименте даже тогда, когда им предлагали денежное вознаграждение. Ему удалось набрать спортсменов, которые тренировались лишь 3-4 раза в неделю. В течение месяца депривации они сообщали о снижении психологического благополучия, которое выражалось в повышенной тревоге, ночных пробуждениях и сексуальном напряжении. Обобщая полученные результаты, P. Baekeland обнаружил, что (а) спортсмены, тренировавшиеся 5-6 раз в неделю, отказались прервать свою программу тренировок на месяц и (б) спортсмены, которые тренировались 3-4 раза в неделю, во время депривации также проявили явные симптомы отмены.

В работе Е. Kjelsas с сотр. в результате использования опросника на аддикцию упражнений (EDQ) было показано, что у женщин существует прямая зависимость между количеством часов в неделю, уделяемых спорту, и риском развития зависимости. Тем не менее, чаще всего исследованию на предмет возникновения спортивной аддикции подвергались бег (50%), общая физическая нагрузка (27,7%) и тяжелая атлетика (7,8%). Остальные виды спорта в большинстве случаев игнорировались.

Из психологических особенностей спортивных аддиктов обращают внимание на эмоциональную холодность, черствость, склонность к перфекционизму. Исследователи давно отметили, что у спортивных аддиктов существует повышенный риск развития химической зависимости

Адреналиномания
Кукк В. различает такую зависимость как адреналиноманию
- это стремление к опасностям, к риску в воздухе, на земле, на воде (например, ездить на повышенной скорости, заниматься экстремальными видами спорта, страсть к тпутешествиям, глубинным погружениям, к альпинизму, совершать рискованные трюки) Для адреналиномании характерны критерии, которые являются общими для эмоциональных и поведенческих зависимостей в ситуациях
борьбы с чувством страха перед опасностью и риском для своего здоровья и жизни. При выраженном эмоциональном переживании вырабатывается значительная доза адреналина, что и вызывает ярчайшее чувство эйфории. После этого у индивида появляется потребность в повторении действий,
с целью получения большей дозы адреналина и эмоций. Адреналиноманы - аддикты, характеризующиеся таким особенностями, как энергичностью, активностью, недисциплинированностью, неуправляемостью; это приверженцы собственной системы ценностей; это люди, которые стремятся к риску и принимают участие в самых
опасных предприятиях, могут организовывать стрессы для
других; это  личности с ярко выраженным эгоцентризмом;
им несвойственно винить себя, живут одним днём; люди ,
нацеленные на победы, постоянный поиск новых  препятствий; они мужественны, решительны, имеют крепкое телосложение.

Роль системы обучения
Есть ещё один интересный момент в описании социальных факторов, способствующих возникновению зависимостей. Помимо семейных ценностей, стиля воспитания, общественных настроений и других очевидных факторов отмечается ещё роль действующей системы обучения.

Традиционному образованию свойственны черты аддиктивной реализации. В первую очередь, это выражается в преподнесении учебного материала, который практически не связан с реальной действительностью, а также в приоритетности и полезности теоретической информации учебных предметов, при этом не учитывается отсутствие прогнозируемости межличностного взаимодействия. Загруженность учебной деятельностью определяет тот факт,  что у детей нет времени для того, чтобы общаться с друзьями, играть, заниматься любимым делом. Встреча с реальной действительностью подменяется отрывом от неё. Следовательно, дети не уделяют внимание своим потребностям и ощущениям.
Трудности представляют собой явления, связанные с чувством страха, неуверенностью и нежеланием их преодолевать. Их хочется избежать и не допустить их всеми возможными средствами. Состояние дискомфорта и фрустрации возникает потому, что нужно проявить себя и принять решение, то есть ответить  за свои поступки. Важную роль для упрочения адаптивных механизмов, развития и сохранения социально активной позиции играет внедрение моделей образования, ориентированных на пропаганду самовоспитания, самообразования, самоактуализации молодых людей.

Информация - из моих лекций

психология

Previous post Next post
Up