ПЕСНИ СТАРОГО ТРАМВАЯ

Jan 12, 2017 00:15



Собственно, наш трамвай  не так, чтобы старый.  Он, скорее, пожилой. Ну, какой же он  старый, если он - работающий пенсионер?

Да и не пожилой он вовсе, а скажем так:  поживший. Жизнь видел, жизнь знает.  И  при случае ещё   нет-нет, да и  подмигнёт озорно  «газелям»!

В общем,  пятидесятилетний   трамвай в самом расцвете сил  шёл по Самаре и радовался жизни.  Вы  ведь  наверняка знаете, что  едут машины и автобусы, а трамвай  всегда только  идёт.

Он вышел из депо в 5.00.  На улице темень, на небе звёзды, а на остановках уже стоят  пассажиры.  Это только тем, кто  сладко спит до обеда, кажется, что  ничего в стране не работает.  Их бы часиков в 7 утра да  в самарский трамвай!

-  А ну-ка поднажмём, граждане! Женщина! Да что ж вы застряли на самом проходе!

-  Мужчина, вы б ещё на колени ко мне уселись!

-  Веселей, веселей, товарищи! Проходим в середину салона.  Не получается проходить - попробуйте проползти по головам. Ехать надо всем!

И под  дружный хохот - железный ультиматум водителя:

- Или вы  освобождаете подножку,  и я закрываю дверь, или трамвай будет стоять!

А сейчас уже 10.00.   Час пик позади,   и на два вагона -полтора пассажира. И кондуктор  чуть - чуть клюёт носом. Она почти 5 часов на ногах.  Походка у кондуктора, как у моряка, чуть вразвалочку.  Трамвай на ходу, как палуба корабля во время шторма.  Вот так и ходят, как во время качки, цепляясь за пол ногами. Потому что руки заняты: отрывают билеты, отсчитывают сдачу.  Из конца в конец вагона  20 шагов. Обилетила здесь - бегом во второй вагон.  А на   спинке сиденья доверчиво висит сумочка, и на свёрнутом одеяльце  лежат  перчатки. Уверена, что никто не украдёт. Это хорошо, когда кондуктор знает, что пассажиры - народ правильный.



Ещё  полчасика передышки, а потом новая волна:  бабушки поедут в школу за внуками.  Они состарились у него на глазах. Он помнит их ещё детьми.  50 лет на маршруте… Он помнит, как они, совсем маленькие, протискивались к кассе, зажав в ладошках трёхкопеечные монеты. Не успеешь оглянуться,  и вот  они  уже едут с сонными карапузами на руках.  А теперь  вот внуки…

Падал снег, за окном мелькали ёлочные базары, и мысли текли неторопливые, о былом  и о  будущем. Полвека, изо дня в день он выходил  на маршрут.   Да что там говорить!  Он ведь прекрасно помнит, как  студент Валера Бобков  первый раз открыл дверь  водительской кабины. Он  пришёл тогда просто подработать водителем трамвая.  Временно.  А Лёша Лебедев?   Молоденький ученик слесаря,  сказал тогда:

- Тэк-с… Посмотрим! - и впервые в жизни  бесстрашно полез в  трамвайные потроха.

А  В ЭТО ВРЕМЯ…
В это время  в  ТТУ ждали журналистов. Зам директора по эксплуатации  Валерий Владимирович Бобков   и   начальник Городского трамвайного депо Алексей Борисович Лебедев  стояли у окна,  не отрывая глаз от проходной.

- О чём хоть спрашивать-то будут?

- Да как обычно: сколько у нас трамваев,  какая у людей зарплата.

-   Ну, трамваев у нас 424. На линию выходят каждый день 184 поезда. А зарплата…

- Скажи, что достойная.

В  отдельной комнате сидел  лучший,  специально отобранный экипаж и тоже готовился к интервью.  А по внутреннему кольцу депо рассекала на учебном трамвае самая хорошенькая ученица, на шапке которой задорно  торчали белые помпоны.

Телевизионщики задерживались, и мужские лица были суровы и сумрачны. Интервью это, конечно, хорошо, но перед Новым Годом на работе аврал и цунами.

-   Я считаю, нужно обязательно сказать, сколько мы платим за электроэнергию.- сказал Олег Исмагильевич  Яхин, зам руководителя городского  департамента транспорта. -  40 миллионов в месяц. Это сумасшедшие деньги. Если бы энергетики чуть-чуть  убавили свои аппетиты,  мы бы могли вплотную заняться обновлением парка.

-  И ещё не забыть: за день мы перевозим более 300 тысяч пассажиров, -добавил Лебедев.- А парк у нас на 85% - старые чешские «Татры».

****
…Да, наш  трамвай  был  чехом. В начале 70-х   куйбышевские   трамвайчики гремели, дребезжали  и  подпрыгивали на каждом стыке рельсов. У них были деревянные сиденья, а окна можно было опускать, как в поезде.  Так летом  куйбышевцы и ездили, свесив локти наружу. И  голос у  тех  трамвайчиков был  такой пронзительный!

И вот на смену им пришли элегантные чехи. В них были пластиковые сиденья,  и бесшумные двери. Их не трясло и не колотило, как припадочных.  В них было тихо.  По крайней мере, так тогда казалось.  И даже  голос у них был мелодичный. И этим голосом они пели совсем другие, такие приятные песни.  Так пришла к нам Европа, и  в самое сердце поразила своим комфортом.

Сегодня предприятия «ЧКД-Прага» больше не существует. В  Евросоюзе чешские трамваи оказались никому не нужны.  Из Чехии   не так давно приезжала делегация  в Самару. Предлагали взять старенькие «Татры» на обслуживание.

В депо секретов не бывает, и очень скоро подробности  переговоров дошли до ремонтных мастерских. Старый   трамвай слышал, как хохотали ремонтники, обсуждая  гонорары, которые заломили  чешские господа за сервис.

- Да идут эти братушки лесом,  без них обойдёмся!- говорили  мастера, вытирая руки от  машинного масла.

Эти  руки не раз и не два перебрали его вплоть до винтика, и подарили ему сначала вторую, а потом и третью жизнь. И наш трамвай уже толком не знал, чех ли он  теперь?  Когда-то  да, был чехом…



..Рынок на Антонова-Овсеенко. Ну, началось!  В вагон карабкаются  граждане, увешанные  сумками и пакетами.   Предновогодняя суета  набирает обороты. Вот   малолетняя принцесса уселась, а бабушка стоит, прижав к груди костюм снежинки. Явно собрались на школьную ёлку.  А эта  весёлая компания, похоже, уже  отпраздновала.  Дружно засунули носы в  подарочные наборы. Как-то особого восторга не наблюдается. Ну, и правильно. Кого сегодня удивишь конфетами?



- «Уважаемые пассажиры! Трамвайно-троллейбусное управление приглашает на работу водителей трамваев и троллейбусов» - донеслось из динамиков.

Это объявление повторяется   через каждые две остановки .В былые времена, когда наш трамвай был  свеж и юн, условия работы  в ТТУ были такие, что сегодня о них рассказывают, как о каких-то чудесах.  Например, говорят, что  прямо здесь, на территории, был свой детский сад. И молодые мамы  отдавали деток воспитательницам, а сами   отправлялись в рейс со спокойной душой и лёгким сердцем.
А ещё  здесь же был свой санаторий-профилакторий.   Массаж, электрофорез, и все  прелести  физкабинета - практически даром.  Говорят,  раньше  здесь был даже свой бассейн.   За здоровьем  очень следили. Производство здесь  вредное. Одна вибрация чего стоит.  А  теперь ещё и движение бешеное, и крутить головой нужно на 360 градусов.

Оппа! А вот и оно, ДТП родимое, на рельсах!   На Дачной  две  машины  слились в страстном поцелуе.  Всё.  Стоим…

А В ЭТО ВРЕМЯ…
- В это время в диспетчерской ТТУ  рассылали смс  всем  трамваям:  «Разворачивайтесь на Тухачевского. ДТП. Затор».

- Аварийные комиссары,  разгребая  пробки, дворовыми тропами  уже пробирались к месту  аварии.  ГИБДД (не успевают) можно ждать   часами Но трамваю нельзя стоять.  50% пассажиропотока  Самары перевозят трамваи.  Поэтому   ТТУ заключило договор с аварийными комиссарами.  И виновника ДТП ждёт крупный, до 100 тысяч, штраф. Трамвайщики уже научились через суд компенсировать убытки.

- Водители маршруток, утирая вспотевшие лбы, мчались к Дачной. По "газелям" мигом пронёсся клич: «Срочно сюда. Трамваи встали. Деньги мёрзнут на остановке»

- Как всё-таки мешают нормальному движению эти трамваи, - думал какой-то гражданин  в мерседесе , объезжая затор. - Когда уже, наконец, уберут эти рельсы, чтобы нормальным людям можно было нормально ездить! Никогда у нас не будет ничего по-человечески!



****
Трамвай  дремал.  Ему оставалось только ждать. Он  дремал и думал о том, что в депо ожидается пополнение: скоро прибудут 10 усть-катавских  вагонов.   До этого пробовали белорусские трамваи. Поначалу вроде  понравилась «Метелица». Беленькая такая, стёкла тонированные. А  потом пассажиры начали жаловаться.  Салон неудобный, со ступенек  можно легко улететь и нос расквасить, потому что уцепиться не за что.  Сиденья расположены бестолково.  Пассажиры   жалуются, что в вагоне холодно…  И это за 125 миллионов?!
Белорусские  трамваи легко различить: у них  как будто нижняя челюсть надменно выпячена. А усть-катавские веселенькие такие, круглолицые.  Словно улыбаются. И сделаны интересно, как «Икарусы»:  между секциями гармошка. У водителей в кабине кондиционер будет, навигатор,  видеорегистратор. А в салоне - видеокамера.

- Ничего так ребятки на смену идут.. Но нас на покой не отпустят ещё. Рано. Что такое 10 вагонов? - подумал трамвай и вздохнул, -  капля в море…

И вдруг дуга взлетела к проводам, трамвай ожил, встрепенулся. Пора!  И зазвенел, запел  радостно:

- Дорогу! Дорогу!  Спешу!

А В ЭТО ВРЕМЯ…

В это время  в ТТУ журналисты  заканчивали интервью. Остался самый последний вопрос:

-Какое желание вы загадаете под бой курантов?

- Хочу увеличения зарплаты для своих работников, - улыбнулся Алексей Лебедев. - И чтобы у каждого сотрудника был праздник.

- Хочу, чтобы в Новом Году предприятие процветало, - вздохнул Валерий Бобков.-  Ну, по крайней мере, чтоб не загибалось.

- Хочу, чтобы Президент обратил внимание на общественный транспорт, - сказал Олег Яхин.  Пусть прямо 1 января даст поручение. Потому что без государства решить эту проблему невозможно. А люди сразу станут добрее!

****

-А я? Чего хочу в Новый год я? - задумался старый трамвай.

За окном загорались фонари и гирлянды.  Падал снег, и город  был под белым снегом такой чистый, такой праздничный и прекрасный…

-  Я хочу счастья тебе, мой любимый город, - решил старый трамвай. -  Я желаю тебе большого-большого счастья!

И запел свою звонкую песню.



опубликовано в "Социальной газете"

Previous post Next post
Up