"Это - там…"
Свифт
Интернет является частью нашей жизни. Следующее, о чём я хотела бы поговорить в своих заметках об интернете - как правда, опубликованная в нём, становится источником лжи. Казалось бы, как может правда стать ложью, если она правда? А вот! Может. Главное - хорошо постараться : )
Обрастание правды мифами и домыслами, а то и прямым её отрицанием, не является чем-то свойственным именно интернету как таковому. Это присуще той стороне человеческой природы, которая слаба и греховна, несовершенна и грешна. А поскольку интернет - часть общего информационного пространства, то и к нему тоже применим закон искажения информации при её передаче от одного человека к другому.
Помните детскую игру в испорченный телефон, когда на выходе получаем что-то другое, чем то, что было вначале? Так вот этот феномен и есть искажение информации - случайное либо, напротив, НЕСЛУЧАЙНОЕ. Ведь не за всеми искажениями и профанацией стоит обычная глупость. Разумный человек может заметить, что раз есть такой феномен, его могут использовать В СВОИХ ЦЕЛЯХ кое-кто ещё, неглупый и стремящийся к власти любой ценой.
Спрашивается, можно ли верить всему, что пишут в интернете, говорят по телевизору и пишут в газетах? Риторический вопрос. Даже, казалось бы, очевидный факт - фотография или видео - и те могут стать неправдой, если их преподнести под соответствующим соусом либо попросту выложить фальшивку.
В этих ситуациях советую отсеивать интерпретации, выдаваемые вашим или чьим-либо другим умом, от собственно самих фактов. И вообще, поменьше плодить интерпретаций, лучше докапывайтесь до первоисточников в своём процессе познания.
Отрывок из романа-притчи Александра Грина "Блистающий мир" иллюстрирует, как правда может стать неправдой, как прекрасное чудо в устах раздувателей сплетен становится полной чушью и мракобесием:
"Семь дней пёстрая суматоха афиш возвещала городским жителям о необыкновенном выступлении в цирке "Солейль" "Человека Двойной Звезды"; ещё никогда не говорилось так много о вещах подобного рода в веселящихся гостиных, салонах, за кулисами театра, в ресторанах, пивных и кухнях. Действительно, цирковое искусство еще никогда не обещало так много, - не залучало волнения в область любопытства, как теперь. Даже атлетическая борьба - любимое развлечение выродившихся духовных наследников Нерона и Гелиогабала - отошла на второй план, хотя уже приехали и гуляли напоказ по бульварам зверские туши Грепера и Нуара - негра из африканской Либерии, - раскуривая толстейшие регалии, на удивление и сердечный трепет зрелых, но пылких дам. Даже потускнел знаменитый силач-жонглёр Мирэй, бросавший в воздух фейерверк светящихся гирь. Короче говоря, цирк "Солейль" обещал истинно небывалое. Постояв с минуту перед афишей, мы полнее всяких примеров и сравнений усвоим впечатление, производимое ею на толпу. Что же там напечатано?
"В среду, - говорила афиша, - 23 июня 1913 года состоится первое, единственное и последнее выступление ранее никогда нигде не выступавшего, поразительного, небывалого, исключительного феномена, именующего себя "Человеком Двойной Звезды".
Не имеющий веса
Летящий бег
Чудесный полет
Настоящее парение в воздухе, которое будет исполнено без помощи скрытых механических средств и каких бы то ни было приспособлений.
Человек Двойной Звезды остаётся висеть в воздухе до 3-х секунд полного времени.
Человек Двойной Звезды - величайшая научная загадка нашего века.
Билеты, ввиду исключительности и неповторимости зрелища, будут продаваться с 19-го по день представления; цены утроены"...
...Он отошёл к барьеру, притопнул и, не спеша, побежал, с прижатыми к груди локтями; так он обогнул всю арену, не совершив ничего особенного. Но со второго круга раздались возгласы: "Смотрите, смотрите". Оба главных прохода набились зрителями: высыпали все служащие и артисты. Шаги бегущего исказились, уже двигался он гигантскими прыжками, без видимых для того усилий; его ноги, легко трогая землю, казалось, не поспевают за неудержимым стремлением тела; уже несколько раз он в течение прыжка просто перебирал ими в воздухе, как бы отталкивая пустоту. Так мчался он, совершив круг, затем, пробежав обыкновенным манером некоторое расстояние, резко поднялся вверх на высоту роста и замер, остановился в воздухе, как на незримом столбе. Он пробыл в таком положении лишь едва дольше естественной задержки падения - на пустяки, может быть треть секунды, - но на весах общего внимания это отозвалось падением тяжкой гири против золотника, - так необычно метнулось пред всеми загадочное явление. Но не холод, не жар восторга вызвало оно, а смуту тайного возбуждения: вошло нечто из-за пределов существа человеческого. Многие повскакали; те, кто не уследил в чём дело, кричали среди поднявшегося шума соседям, спрашивая, что случилось? Чувства уже были поражены, но ещё не сбиты, не опрокинуты; зрители перекидывались замечаниями. Балетный критик Фогард сказал: - "Вот монстр элевации; с времён Агнессы Дюпорт не было ничего подобного. Но в балете, среди фейерверка иных движений, она не так поразительна". В другом месте можно было подслушать: - "Я видел прыжки негров в Уганде; им далеко…" - "Факирство, гипноз!" - "Нет! Это делается с помощью зеркал и световых эффектов", - возгласило некое компетентное лицо.
Меж тем, отдыхая или раздумывая, по арене прежним неторопливым темпом бежал "Двойная Звезда", сея тревожные ожидания, разраставшиеся неудержимо. Чего ждал взволнованный зритель? Никто не мог ответить себе на это, но каждый был как бы схвачен невидимыми руками, не зная, отпустят или бросят они его, бледнеющего в непонятной тоске. Так чувствовали, как признавались впоследствии, даже маньяки сильных ощущений, люди испытанного хладнокровия. Уже несколько раз среди дам взлетало высокое "ах!" с оттенком более серьёзным, чем те, какими окрашивают это универсальное восклицание. Верхи, ничего не понимая, голосили "браво" и набивали ладони. Тем временем в толпе цирковых артистов, запрудивших выход, произошло движение; эти много видавшие люди были поражены не менее зрителей.
Прошло уже около десяти минут, как "Двойная Звезда" выступил на арену. Теперь он увеличил скорость, делая, по-видимому, разбег. Его лицо разгорелось, глаза смеялись. И вдруг ликующий детский крик звонко разлетелся по цирку: - "Мама, мама! Он летит. - Смотри, он не задевает ногами!"
Все взгляды разом упали на только теперь замеченное. Как пелена спала с них; обман мерного движения ног исчез. "Двойная Звезда" нёсся по воздуху на фут от земли, поднимаясь всё круче и выше.
Тогда, внезапно, за некоей неуловимой чертой, через которую, перескакнув и струсив, заметалось подкошенное внимание, - зрелище вышло из пределов фокуса, став чудом, то есть тем, чего втайне ожидаем мы всю жизнь, но когда оно наконец блеснёт, готовы закричать или спрятаться. Покинув арену, Друд всплыл в воздухе к люстрам, обернув руками затылок. Мгновенно вся воображаемая тяжесть его тела передалась внутреннему усилию зрителей, но так же быстро исчезла, и все увидели, что выше галерей, под трапециями, мчится, закинув голову, человек, пересекая время от времени круглое верхнее пространство с плавной быстротой птицы, - теперь он был страшен. И его тень, ныряя по рядам, металась внизу.
Смятенный оркестр смолк; одинокий гобой взвыл фальшивой нотой и как подстреленный оборвал медный крик.
Вопли "Пожар!" не сделали бы того, что поднялось в цирке. Галерея завыла; крики: "Сатана! Дьявол!" подхлёстывали волну паники; повальное безумие овладело людьми; не стало публики: она, потеряв связь, превратилась в дикое скопище, по головам которого, сорвавшись с мощных цепей рассудка, бешено гудя и скаля зубы, скакал Страх. Многие, в припадке внезапной слабости или головокружения, сидели, закрыв руками лицо. Женщины теряли сознание; иные, задыхаясь, рвались к выходам; дети рыдали. Всюду слышался треск балюстрад. Беглецы, запрудив арену, сталкивались у выходов, сбивая друг друга с ног, хватая и отталкивая передних. Иногда резкий визг покрывал весь этот кромешный гвалт; слышались стоны, ругательства, грохот опрокинутых кресел. А над цирком, выше трапеций и блоков, скрестив руки, стоял в воздухе "Двойная Звезда".
- Оркестр, музыку!!! - кричал Агассиц, едва сознавая, что делает.
Несколько труб взвыло предсмертным воплем, который быстро утих; затрещали поваленные пюпитры; эстрада опустела; музыканты, бросив инструменты, бежали, как все. В это время министр Дауговет, тяжело потирая костлявые руки и сдвинув седину бровей, тихо сказал двум, быстро вошедшим к нему в ложу, прилично, но незначительно одетым людям: "Теперь же. Без колебания. Я беру на себя. Ночью лично ко мне с докладом, и никому больше ни слова!".
Оба неизвестных без поклона выбежали и смешались с толпой.
Тогда Друд вверху громко запел. Среди неистовства его голос прозвучал с силой порыва ветра; это была короткая, неизвестная песня. Лишь несколько слов её было схвачено несколькими людьми: "Тот путь без дороги…". Каданс пропал в гуле, но можно было думать, что есть ещё три стопы, с мужской рифмой в отчётливом слове "клир". Снова было не разобрать слов, пока на паузе гула они не окончились загадочным и протяжным: "зовущий в блистающий мир".
От ложи министра на арену выступила девушка в платье из белых шелковых струй. Бледная, вне себя, она подняла руки и крикнула. Никто не расслышал её слов. Она нервно смеялась. Её глаза, блестя, неслись вверх. Она ничего не видела, не понимала и не чувствовала, кроме светлой бездны, вспыхнувшей на развалинах этого дня чудным огнем.
Галль подошел к ней, взял за руку и увел. Вся дрожа, она повиновалась ему почти бессознательно. Это была Руна Бегуэм.
Когда, вновь коснувшись земли, "Двойная Звезда" стремительно направился к выходу, паника в проходе усилилась. Все, кто мог бежать, скрыться, - исчезли с его пути. Многие попадали в давке; и он беспрепятственно достиг кулис, взял там шляпу и пальто, а затем вышел, через конюшни, в аллею бульвара.
Он укрыл лицо шарфом и исчез влево, на свет уличных фонарей. Едва он отошёл, как несколько беспощадных ударов обрушилось на его плечи и голову; в луче фонаря блеснул нож. Он повернулся; острие увязло в одежде. Стараясь освободить левую руку, за которую ухватились двое, правой он сжал чьё-то лицо и резко оттолкнул нападающего; затем быстро взвился вверх. Две руки отцепились; две другие повисли на его локте с остервенением разъяренного бульдога. Рука Друда немела. Поднявшись над крышами, он увидел ночную иллюминацию улиц и остановился. Всё это было делом одной минуты. Склонившись, с отвращением рассмотрел он сведённое ужасом лицо агента; тот, поджав ноги, висел на нём в борьбе с обмороком, но обморок через мгновение поразил его. Друд вырвал руку; тело понеслось вниз; затем из глубины, заваленной треском колёс, вылетел глухой стук.
- Вот он умер, - сказал Друд, - погибла жизнь и, без сомнения, великолепная награда. Меня хотели убить.
У него было предчувствие, и оно не обмануло его. Он ждал дня выступления с улыбкой и грустью - безотчётной грустью горца, взирающего с вершины на обширные туманы низин, куда не долетит звук. И если он улыбался, то лишь приятным, невозможным вещам - чему-то вроде восхищенного хора, пытающего, теребя и увлекая его в круг радостно засиявших лиц: и что там, в том мире, где он плывет и дышит свободно? И нельзя ли туда сопутствовать, закрыв от страха глаза?
Друд нёсся над городскими огнями в гневе и торжестве. Медля возвращаться домой, размышлял он о нападении. Змея бросилась на орла. Вместе с тем он сознавал, что опасен. Его постараются уничтожить, или, если в том не успеют, окружат его жизненный путь вечной опасностью. Его цели непостижимы. Помимо того, самое его существование - абсурд, явление нетерпимое. Есть положения, ясные без их логического развития: Венера Милосская в бакалейной лавке, сундук с шаровидными молниями, отправленный по железной дороге; взрывы на расстоянии. Он вспомнил цирк - так ясно, что в воздухе, казалось, снова блеснул свет, при котором разыгрались во всём их безобразии сцены тёмного исступления. Единственным утешением были поднятые вверх с криком победы руки неизвестной женщины; и он вспомнил стадо домашних гусей, гогочущих, завидя диких своих братьев, летящих под облаками: один гусь, вытянув шею и судорожно хлеща крыльями, запросился, - тоже, - наверх, но жир удержал его...
...Тщетно искали горожане на другой день в страницах газет описания загадочного события; сила, действующая с незапамятных времен пером и угрозой, разослала в редакции секретный циркуляр, предписывающий "забыть" необыкновенное происшествие; упоминать о нём запрещалось под страхом закрытия; никаких объяснений не было дано по этому поводу, и редакторы возвратили авторам длиннейшие статьи, - плоды бессонной ночи, - украшенные самыми заманчивыми заголовками.
Меж тем слухи достигли такого размаха, приняли такие размеры и очертания, при каких исчезал уже самый смысл происшествия, подобно тому, как гигантской, но бесформенной становится тень человека, вплотную подошедшего к фонарю. Очевидцы разнесли свои впечатления по всем закоулкам, и каждый передавал так, что остальным было бы о чём с ним поспорить, - лучшее доказательство своеобразия в восприятии. В деле Друда творчество масс, о котором ныне, слышно, чрезвычайно хлопочут, проявилось с безудержностью истерического припадка. Правда, мелкотравчатый скептицизм образованной части населения пустил тонкое "но", в глубокомысленной бессмысленности которого уху, настроенному соответственно, слышалось множество остроумнейших изъяснений. На это "но", как на шпульку, наматывалась пёстрая нить ходячей энциклопедии. Кто приводил гипнотизм, факирство, кто чудеса техники; ссылались и на старинных фокусников, творивших непостижимые чудеса, с продувной машинкой в подкладке. Не были забыты ни синематограф, ни волшебный фонарь, ни знаменитые автоматы: механический человек Вебера обыгрывал искуснейших шахматистов своего времени. В силу того, что всякое событие подобно шару, покрытому сложным рисунком, очевидцы противоречили друг другу, не совпадая в описании происшествия, так как каждый видел лишь обращённую к нему часть шара, с сверхсметной прибавкой фантазии, или же, желая поразить сухой точностью, отнимал подробности; таким образом, сама очевидность стала наполовину спорной. Однако "глас божий", то есть вести с конюшен и галерей, праздновал богатый пир, украшаясь всем, что есть вздорного в человеке, когда захочет он небылиц и сам стряпает их. Эти вести создали легенду о чёрте, выехавшем на белом коне; по точным справкам других, дьявол похитил девочку и улетел с нею в окно; третьи добавляли, что малютка превратилась в старуху страшного вида. Наперерез этой диковине всплыл слух об ангелах, запевших над головой публики о конце мира, но более склонялись все к объяснению, данному буфетчиком "Ниагары", что приезжий грек изобрел летательную машинку, которую можно держать в кармане; грек вылетел из цирка на улицу и упал, потому что в машинке сломался винт. Венцом всей путаницы было потрясающее известие о посещении цирка стаей летающих мертвецов, которые пили, ели, а затем принялись безобразить, срывая с зрителей шляпы и выкрикивая на неизвестном языке умопомрачительные слова.
Малый очаг такого кипения слухов представляла утром 24-го числа кухня гостиницы "Рим", в девятом часу. Здесь, за столом, посреди которого валил пар огромной сковороды с бараниной, лакей и повар вели жаркий спор; их слушали горничные и кухарка; поварята, гримасничая и наделяя у плиты друг друга щелчками, успевали в то же время слушать беседу. Лакей хотя и не попал в цирк, за отсутствием билетов, но весь вечер протолкался у входа среди несчастливцев, тщетно надеявшихся умилостивить контролера сигарой или проскочить, улучив момент, - внутрь.
- Вздор! - сказал повар, выслушав описание повального бегства зрителей. - Хотя бы видел ты собственными глазами, чего, как говоришь сам, - не было.
- Легко сказать - "вздор", - возразил лакей, - тверди "вздор", что бы ты ни услышал. Противно с тобой говорить… Если думают, что я лгу, пусть имеют храбрость сказать мне это прямо в лицо.
- А что тогда будет? - воинственно спросил повар. - Прямо в лицо?! Вот я тебе прямо в лицо и говорю, что ты врёшь.
- Я? Вру?
- Ну, не врёшь, так сочиняешь, это одно и то же, а если хочешь знать правду, то я тебе объясню: всё произошло оттого, что обрушились столбы. Этого я, разумеется, не видел, но думаю, что хватит и такой безделицы. Галереи ведь на столбах, не так ли? А раз зрителей набилось туда втрое больше, чем полагается, подпорки и подломились.
- Причём тут подпорки, - возразил, вспотев от отчаяния, лакей, - когда побежала полная улица народа, двери трещали, и я сам слышал крики. Кроме того, я многих расспрашивал; кажется, ясно.
- Вздор! - сказал повар. - Как обломают тебе ноги, так закричишь, сам не зная что. Бывает, что с испуга человек сходит с ума и начинает нести всякую чепуху.
- Уж всем известно, что вы неверующий, - заголосила горничная в то время, как её подруга с кухаркой, разинув рты, трепетали в припадке острого любопытства, - а я ещё маленькая видела такую вещь, что попросите меня рассказать о том на ночь, я ни за что не решусь. Приходит к нам человек, - дело было ночью, - и просится ночевать…
- И я хорошо помню, - перебил лакей, - как вышел из двери солидный, вежливый господин. - "Что там произошло?" - спросил я его, и вижу, что он сильно взволнован; он мне сказал: - "Не ищите суетных развлечений, Я видел, как в человека вселился демон и поднял его на воздух. Молитесь, молитесь!" - И он ушёл, этак помахивая рукой. Я вам говорю, в одной этой его руке была масса выражения!
Повар не успел произнести - "Вздор!", как горничная, опасаясь, что её рассказ потонет в ожесточении спорщиков, взяла тоном выше и заговорила быстрее:
- Вы слышите? Я сказала, что тот человек попросился к нам ночевать; отец поворчал, но пустил, а на другой день мать говорила ему: - "Что? разве не была я права?" - Она не хотела, чтобы его пустили. Что же вышло? У нас в доме была пустая комната, в которой никто не жил: туда сваливали обыкновенно овощи; там же отец держал токарный станок. В эту комнату уложили мы спать нашего странника. Я его как сейчас вижу; высокий, толстый, седой, а лицо гладкое и такое розовое, как вот у Бетси, или у меня, когда меня не раздражают ничем. Хотя я была маленькая, но ясно видела, что в старике есть что-то подозрительное. Когда он убрался спать, я подкралась к двери, заглянула в замочную скважину и… вы можете представить, что я увидела?
- Нет, нет! Не говорите! Не говорите! - воскликнули женщины. - Ай, что же вы там увидели?
- Он сидел на мешках. Я и теперь вся дрожу, как тогда. - "Обожаемые мои члены! - сказал он и снял правую ногу. - Мои любезные оконечности!.." - Тут, - ей-Богу, я сама это видела, - отнял он и поставил к стене левую ногу. Колени мои подкосились, но я смотрю. Я смотрю, а он снимает одну руку, вешает её на гвоздь, снимает другую руку, кладёт её этак небрежно, и… и…
- Ну?! - подхватили слушатели.
- И преспокойно снимает с себя голову! Вот так! Бряк её на колени!
Здесь, желая изобразить ужасный момент, рассказчица схватила себя за голову, вытаращив глаза, а затем, с видом изнеможения, вызванного тяжёлым воспоминанием, картинно уронила руки и откинулась, переводя дух.
- Ну, уж это ты врёшь, - сказал повар, интерес которого к повествованию заметно упал, как только горничная лишила нищего второй руки. - Чем же он снял голову, если у него не было рук?
Горничная обвела его ледяными глазами.
- Я давно замечаю, - хлёстко возразила она, - что вы ведёте себя как азиатский паша, не имея капельки уважения к женщине. Кто вбил вам в голову, что старик был без рук? Я же говорю, что руки у него были.
Ум повара помутился; бессильно махнул он рукой и плюнул".