Фактор потлач

Nov 11, 2014 13:25


Здравствуйте, мои дорогие читатели! Как поживаете? Надеюсь, не скучали?

Заканчиваю сегодня паузу, которую взяла здесь. И начинаю писать заметки об интернете, как и обещалась.

Однажды я нашла одну интересную вещь в книге "Жёлтые страницы Internet'98. Русские ресурсы", изданную в Санкт-Петербурге в издательстве "Питер" в 1998-м году, её авторы - Поляк Ю., Сигалов А. и др. Эта вещь мне так понравилась, что я записала её себе на память. И вот теперь, покопавшись в своём бумажном архиве, делюсь с вами:

"На северо-западном побережье того, что теперь является Британской Колумбией, американские индейцы создали уникальную культуру, отличную от культур промышленных стран. Их главный лозунг был: "Благороднее отдавать, чем брать". Web унаследовал тот же дух.

Чтобы считаться великим, вождь должен был организовать специальную церемонию, называемую потлач. Цель этой церемонии состояла в раздаче сотен бочонков рыбьего жира и сотен одеял. В конце церемонии гости, поражённые и униженные этим необычайным проявлением щедрости, растаскивали телегами товар, и имя вождя звучало по всей земле. Дом вождя после этого серьёзно пустел, но никто не думал об этом. В конце концов, если требовался рыбий жир или одеяла, всегда можно было пойти на потлач другого вождя.

Фактор потлач характерен для научной среды. То же самое справедливо и для Web".

А вот материал из Википедии об этом замечательном феномене индейской культуры:

"Экономика дара (англ. Gift economy; экономика дарения, дарономика, безвозмездная экономическая система) - это система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует обмен, нет требования "услуга за услугу"). В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе. Организация экономики дарения существенно отличается от бартерной экономики и рыночной экономики. Вместо фиксированного обмена товарами или услугами на деньги или другие товары (услуги) в экономике дара обмен происходит посредством личного определения ценности получаемого блага.

Экономики дара были распространены до появления рыночной экономики, но постепенно исчезли, когда общество стало более сложным. Некоторые элементы такой экономики сохранилось до настоящего времени, но в наши дни ни одно общество не функционирует как экономика дарения. Элементы общества дарения в настоящее время чаще всего встречаются в виде религиозных даров и в обществе информационных технологий.

Традиция научного исследования является примером культуры дарения. Учёный публикует результаты своих исследований, тем самым предоставляя другим исследователям возможность использовать публикации в своих трудах. Чем больше других авторов ссылается на работу учёного, тем больше его престиж и авторитет в глазах сообщества, что приводит к повышению вероятности получения исследовательских грантов. Кроме того, все учёные используют растущую базу знаний.

Сообщество свободного программного обеспечения имеет корни в хакерской культуре и также может быть примером культуры дарения. Программисты предоставляют исходный код сообществу с той целью, чтобы каждый мог изменить и улучшить его. Индивидуальные программисты таким образом могут завоевать авторитет, а всё сообщество выиграет от улучшения программного обеспечения.

Анархисты также используют принципы дарения в своей культуре. Продукты часто жертвуются и распространяются свободно.

Вопреки распространённому мнению, нет никаких доказательств того, что общество опиралось прежде всего на бартер, до того как начало использовать деньги для торговли. На самом деле, неденежные общества действовали в значительной степени по принципам экономики дарения и долга. В то же время, бартерные отношения возникали, как правило, между незнакомцами или потенциальными врагами.

Льюис Хайд обнаруживает происхождение экономики дарения в обмене пищей, приводя в качестве примера протокол Тробрианских островитян со ссылкой на подарок в Круге Кула как "пищу, которую мы не могли есть", хотя этот подарок не является пищей, а орнаментом, изготовленным специально для передачи в качестве подарка. Фестиваль Потлач также зародился как "большое кормление". Хайд утверждает, что во многих обществах это привело к понятию дара как чего-то, что должно "погибнуть".

Антрополог Маршалл Салинс пишет, что экономическая система в Каменном веке была по своему характеру экономикой дарения и изобилия, а не дефицита, несмотря на современные представления читателей о её объективной бедности.

С появлением городов-государств существование денег стало необходимостью, и экономика дарения была заменена экономикой на основе товарно-денежных отношений.

Чаще всего, для экономики дарения требуется, чтобы обмен подарками был больше, чем просто взаимный обмен между двумя людьми. Например, в кашмирской сказке рассказывается о двух женщинах браминах, которые пытались выполнять свои обязательства давать милостыню, просто передавая подаяние туда и обратно друг другу. После смерти они превратились в два отравленных колодца, из которых никто не мог пить, что отражает бесплодие этого жалкого подобия благотворительности. Явление расширения круга дарения можно также наблюдать в обществах, где охотники отдают животных священникам для пожертвования их части божеству (ожидается, что взамен оно даст обильную охоту). Охотники не жертвуют самих себя божеству.

Многие общества имеют строгие запреты перехода подарков в торговлю или товарный капитал. Антрополог Джеймс Венди пишет, что среди народа удук в северо-восточной Африке существует стойкий обычай, в котором любой подарок, который пересекает межродовые границы, должен быть потреблён, а не сохранён. Например, подаренное животное должно быть съедено и не идёт на развод потомства. Однако, как в примере тробрианской повязки и ожерелья, эта "гибель" не обязательно должна состоять из потребления как такового, вместо этого дар может передаваться дальше. В других обществах принято предоставлять ответный подарок либо непосредственно в обмен, либо третьей стороне. Предосудительно сохранять дар и не давать ничего другому. Хайд замечает: "В народных сказках, человек, который пытается удержать подарок, обычно умирает".

Существуют различные социальные теории, характеризующие экономику дарения. Некоторые считают дарение формой взаимного альтруизма. Другие заявляют, что в обмен на дары приобретается социальный статус. Например, среди некоторых охотников-собирателей обмен добытой пищей является гарантией для любого человека от неудачи в его ежедневной добыче. Этот обычай, возможно, отражает заботу о благополучии других и может служить неформальной формой страхования, или приносит социальный статус и прочие преимущества.

Льюис Хайд в своей известной книге "Дар. Как творческий дух преображает мир" (The Gift: Creativity and the Artist in the Modern World) показывает, что традиционная экономика дарения основана на "обязательстве давать, обязательстве принимать, а также на обязательстве отвечать взаимностью", что несёт в себе "одновременно экономический, юридический, моральный, эстетический, религиозный и мифологический смысл". Он описывает дух экономики дарения (и её отличие от рыночной экономики) следующим образом:

"В противоположность "индейцу-дарителю" ставится "белокожий хранитель"... Всё полученное предполагается отдавать, не сохраняя. И если что-то сохраняется, то что-то, имеющее равную ценность, должно уходить... Дар может быть возвращён своему первоначальному дарителю, но это не обязательно... Самое главное: дар должен постоянно двигаться".

Хайд также утверждает, что есть разница между "истинным" даром в знак благодарности, и "ложным" даром, сделанным только лишь из обязательств. По мнению Хайда, "истинный" (бескорыстный) дар создаёт связь, выходящую за пределы любой товарной сделки, но "мы не можем стать по-настоящему связанными с тем, кто даёт нам ложные подарки".

По утверждению Хайда, когда экономика, основанная главным образом на принципе дарения, превращается в товарную экономику, "социальная структура сообщества неизменно распадается".

Анархисты, в частности, анархо-примитивисты и анархо-коммунисты, считают, что экономика дарения в её вариациях может стать ключом к выходу из порочного круга бедности. Поэтому они желают распространить экономику дарения на всё общество. Анархо-коммунисты отстаивают идеал экономики дарения, лишённой денег, рынков и централизованного планирования. По крайней мере, эта точка зрения приписывается Петру Кропоткину, который видел в племенах охотников-собирателей парадигму "взаимной помощи".

Кропоткин утверждал, что взаимная выгода является более сильным стимулом, чем взаимные распри, что ведёт к повышению личной производительности и, в конечном счете, это более эффективно для коллектива в долгосрочной перспективе. В основе экономики дарения делается упор на концепцию увеличения индивидуальных человеческих возможностей и его средств производства, которые затем (теоретически) повышают способность общества отвечать взаимностью на дары отдельного человека".

Экономист Дюран Белл утверждает, что обмен в экономике дарения отличается от простого товарного обмена тем, что он главным образом используется для построения социальных отношений. Подарки между людьми или между группами помогают строить отношения, что позволяет людям работать вместе. Щедрость подарка повышает престиж человека и его социальное положение. Различия в социальном ранге определяются не доступом к товарам, а "способностью давать другим; желание накапливать рассматривается как признак слабости"".

Добавлю от себя. Думаю, ни для кого не секрет, как существует интернет. Его можно определить как пространство сайтов. Сайты создают их авторы, потом их размещают в доменах за плату. А остальные пользователи совершенно бесплатно могут воспользоваться информацией с сайта. То есть сайт - это своего рода публичная библиотека, содержание которой оплачивает некий меценат. При этом, сайт может и не содержать никакой рекламы. То есть быть абсолютно некоммерческим проектом. Вот такие сайты тоже представляют собой экономику дарения.

Я думаю, нам иногда стоит хотя бы вспоминать иногда об этом и благодарить владельцев наших любимых сайтов и порталов за возможности, которые они нам предоставляют. И конечно не стоит забывать об указании авторства, если вы копируете авторские материалы или фотографии - это элементарная вежливость, знак благодарности культурного человека.

Ещё есть один интересный современный вариант экономики дарения - Банк времени. Различают несколько типов Банков времени: волонтёрский, производственный, волонтёрско-производственный, объединённый.

Обычно банк времени базируется на пяти основополагающих принципах:
•Мы все обладаем ценными качествами
•Некоторые работы не имеют цены
•Помощь действует лучше, если она обоюдная
•Мы нужны друг другу в социальной сети
•Каждый человек имеет значение

Многие добавляют также:
•Добровольность
•Благотворительность
•Взаимность
•Практичность
•Социальная направленность

В условиях финансового кризиса время рассматривают как альтернативный внеденежный эквивалент стоимости (экономика, основанная на временном факторе).

И пользуясь случаем, я хочу здесь поблагодарить волонтёров, которые оказывают нам с мужем помощь в решении бытовых вопросов! Спасибо вам, дорогие!

В заключение хочу порекомендовать вам посмотреть одно замечательное кино "Эта замечательная жизнь" 1946-го года с великолепными актёрами - оно как раз на эту тему, тему сотрудничества и взаимопомощи между людьми. Концовка очень сильная, заставила нас с мужем расплакаться. Кстати, вышли мы на это кино случайно - снова Бог помог : ) Посмотрели фильмографию некоторых актёров, которые снялись в фильме "Унесённые ветром" - в фильме Фрэнка Капры "Эта замечательная жизнь" играют два актёра, которые снимались там: Томас Митчелл и Уорд Бонд.

время, цитаты, культура, экономика, эксперимент, кинематограф, благодарность, актёры, эффективность, помощь, альтруизм, ссылки, фильмы, партнёрство, моделирование будущего, книги, единство, интернет, впечатления, философия жизни, подарок, общество, мысли

Previous post Next post
Up