Sep 19, 2014 16:15
страхи,
Андрей Тарковский,
цитаты,
рамки ума,
кинематограф,
духовность,
авторское кино,
актёры,
свобода,
жизнь,
театр,
магия,
истина,
фильмы,
партнёрство,
зло,
Бог,
война,
ломка стереотипов,
режиссёры,
искусство,
философия жизни,
доверие,
интуиция,
уважение,
мысли
Leave a comment
выживать, а публика непритязательна в своём большинстве.
Камерные спектакли - это здорово. Но подозреваю, что малобюджетно : ) И в
любом случае, здесь не будет того, чего хотел Тарковский в своих фильмах -
спонтанности, такой как в жизни, когда ты не знаешь что будет впереди. Зато
можно импровизировать в рамках роли, какие-то детали по-другому сыграть. Но
вот так, чтобы от твоего актёрского спонтанного поведения зависел дальнейший
сюжет спектакля (это не заигрывание с публикой, общение с ней - здесь ведь
тоже есть некоторая спонтанность в реакции зрителей) - такого, наверное,
нет. Роль прописана, и ты, актёр, её знаешь. Наверное, некоторым из нас в
жизни действительно было бы проще знать свою судьбу наперёд, не дёргались бы
тогда, не совершали ошибок, шли бы прямо к намеченной цели. Но при этом
теряется свобода, увы. И не факт, что мы бы тогда что-то поняли для себя,
выстрадали свою правду.
Плюс кино приближено к реальности вплотную, в нём есть натурные съёмки. А
театр - это театр, здесь есть театральность, искусственность, ведь действие
происходит на сцене.
Reply
А по поводу импровизации и свободы существования на сцене... Одна из базовых театральных моделей Европы - комедия дель арте построена на способности артиста к импровизации. В нашем понимании пьесы у них могло не быть вообще. Был общий сюжет, так называемое, "канаваччо" в рамках которого артисты делали монологи и диалоги, в меру своего таланта. В этом виде комедия дель арте повлияла на Мольера и Шекспира, а через них напрямую или косвенно на весь европейский театр.
Актерская традиция европейского театра она идет от актера-импровизатора, который чувствует атмосферу, чувствует публику и может работать собой так, чтобы публика постоянно находилась в напряжении. Воплощением художественного образа является сам актер.
Этой традиции противостоит авторский (режиссерский и драматургический) театр, который мечтал об актере-марионетке, который только лишь исполняет идеи и смыслы, воплощает художественный образ извне - литературный или постановочный. Для этого нужно строго следовать ролям.
И кстати традиция такого строгого следования роли для русского театра достаточно молода :) Достаточно почитать того же Белинского про Мочалова в роли Гамлета - там актер сыграл 9 разных спектаклей по-разному. Станиславский и Немирович сделали знание текста роли - обязательным. В их время большинство работали через суфлера. Большинство спектаклей готовились к премьере за неделю. За это время физически невозможно заучить твердый рисунок роли.
Строго говоря, и сейчас большинство театров особенно в провинции - именно что актерские, премьерские. Спектакли ставятся под выгодных исполнителей, который делают на сцене, что хотят (хотя импровизацией я бы это не называл).
Reply
Тарковский в приведенном мною отрывке из книги говорил, что актёр в театре
держит спектакль, он ключевая фигура, он взаимодействует со зрителями
напрямую в идеале. Тогда как в кино - главная фигура режиссёр. Он
отталкивался от такого принципа в своём анализе. Ну и в целом, всё так и
есть сейчас - и как я поняла твою мысль, ты согласен в этом с ним, такой
принцип нормален и аутентичен. Бывают эксперименты, конечно, пробующие
границы этого принципа на прочность, но погоды они не делают.
Комедия дель арте - это комедия, как я поняла из твоих слов, т.е. здесь
есть рамки жанра. А как она повлияла на Шекспира, что ты имеешь в виду?
Суфлёрство - это фу, конечно. Что за удовольствие смотреть на актёров,
которые ни бельмеса ни понимают, что делают - это ранняя стадия театрального
действа, эдакая халтура. И это всегда ужасно выглядело. Так что молодец
Станиславский, заставил своих актёров работать как положено : )
Reply
влияние на Шекспира итальянской культуры вообще трудно переоценить. ну что касается театра все в первую очередь называют Бурю и Венецианского купца. Шейлок в частности один в один маска Панталоне.
Хотя в основном у Шекспира источники все же литературные.
Итальянский театр для пуританских англичан был слишком радикальным. И у Шекспира было много проблем, а у итальняцев - страшно сказать - женщины играли на сцене.
Reply
почему такая традиция возникла?
Reply
женщина орудие сатаны, искушение и все дела.
в Англии в елизаветинском театре было очень сильное давление именно церкви. собственно, после буржуазной революции, которая была по сути еще и религиозной - пуританской, все театры там были закрыты.
в Италии театральным группам было проще, потому что они были передвижными. их не успевали запрещать)
Reply
явлением, и часто боролся с косностью общества своими спектаклями.
Reply
Leave a comment