Преображение. Новая любовь, новый человек.

Jun 16, 2014 20:45



Предупреждение: это сложно, мозги можно сломать. Лучше не рискуйте, если не уверены в их сохранности : )

Точка отсчёта здесь. А теперь - о том, как можно полюбить заново, после смерти и воскресения, тот же самый мир, который нас отверг и распял. О том, как можно полюбить так, как Иисус полюбил нас.

Это нечто невероятное, скажете вы, и будете правы. Или нет? А может, в нас, христианах, вероятность появления такой любви - есть?

Что такое христианская любовь?

Что нового в христианской любви? Чем она отличается от любви не христианской? На новизну христианской любви указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга" (Ин. 13, 34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим те две заповеди - о любви к Богу (Втор. 6, 5) и о любви к ближнему (Лев. 19, 18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф. 22, 40)? И в чём же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времён, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: "любите врагов ваших". Помним ли мы, что слова эти заключают в себе ни что иное как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем её нашим лукавым, человеческим истолкованием её - мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть ещё любовь. И новую заповедь, возвещённую в Евангелии, мы поэтому всё время подменяем старой - любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам.

Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь - не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далёких, "не имеющих к нам отношения" людей, всех тех, с кем ежечасно нас сталкивает жизнь?

Ответить можно только одно. Да, эта заповедь была бы чудовищной и невозможной, если бы христианство состояло только в заповеди о любви. Но христианство есть не заповедь только, но и Откровение и дар любви. И только потому любовь и заповедана, что она дарована нам. Только "Бог есть любовь" [От меня: Надеюсь, вы понимаете разницу между словом и делом, между словом и чувством, между словами о любви и любовью-состоянием?].

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать - Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и Она живёт и любит в нас. "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5, 5), и Христом заповедано нам пребывать в Нём и в Его любви: "пребудьте во Мне, и Я в вас <…> ибо без Меня не можете делать ничего <…> пребудьте в любви Моей" (Ин. 15, 4-5, 9).

Пребыть во Христе - это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщённая и дарованная людям, и которая поэтому живёт любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, - ибо все остальные объемлющий - признак Церкви: "по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35). В любви - святость Церкви, потому что она "излилась в сердца наши Духом Святым". В любви - апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть всё тот же единый апостольский союз - "союзом любви связуемый". И "если я говорю языками человеческими и ангельскими <…> Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви - святости, единству и апостольству - сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нём, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе - это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нём "каждого из братьев сих меньших". В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить "любовью Иисуса Христа" (Флп. 1, 8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идём за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идём, чтобы Божественная любовь снова и снова "излилась в сердца наши", чтобы снова и снова "облечься в любовь" (Кол. 3, 14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и её являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем "мы многие - одно тело".

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к её приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Всё человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идём ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идём ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши "принципиальные" осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

"Достигайте любви", - говорит Апостол (1 Кор. 14, 1). И где достичь её, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

(с) Сайт прихода Свято-Петро-Павловского собора г. Минска

цитаты, трансформация, сила, новое, Активная сторона Бесконечности, святость, любовь, Бог, глубинное, единство, эволюция человека, цели, преобразование мира, жизнь вечная, новая жизнь, обновление, изменения, Иисус, христианство

Previous post Next post
Up