Предлагаю вашему вниманию интересное интервью с
Наталией Гайдой, народной артисткой Беларуси, оперной певицей, звездой белорусской оперетты. Возможно, оно поможет кому-то понять некоторые важные вещи, касающиеся отношений мужчины и женщины.
Самые опасные люди для богемы - журналисты: видят её, богему, без грима, знают закулисные дела и могут показать всему миру не вполне приличную изнанку. Видела, и не раз, с какой открытостью народная артистка Беларуси Наталия Гайда идёт на контакт даже с малознакомыми журналистами, и стало понятно: изнанка здесь такая же, как лицо.
А лицо прекрасно.
Мы говорим с Наталией Викторовной про грядущее 1 мая, когда актрисе исполнится 75. Музыкальный театр, её вотчина, крест и пьедестал, хочет растянуть юбилей во времени: чтобы были и творческие вечера, и бенефис, и традиционный фестиваль "Наталия Гайда приглашает", на который съезжаются артисты из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Алма-Аты…
- Так бы я понервничала один раз, а придётся нервничать весь год, - смеется она.
- Будете к юбилею что-то менять? Пойдёте к косметическому хирургу?
- По правде говоря, диалоги с зеркалом веду. Посмотрю с одной стороны и думаю: стареть надо красиво и не комплексовать. Посмотрю с другой - всё-таки актриса должна быть в форме и хорошо бы вот здесь кожу подтянуть, а здесь веки подрезать…
- Бриджит Бардо ничего не делает и даже волосы не красит…
- Я тоже. Мне идёт седина. Люблю серебро, жемчуг, они делают седину благородной.
- Наталия Викторовна, вы с Юрием Георгиевичем Бастриковым, оперным певцом, народным артистом, звездой Большого театра Республики Беларусь, прожили в браке 47 лет. Всегда хотела поговорить с вами о любви, семейной жизни. Прошло два года, как умер Юрий Георгиевич. Возможно, рана не так болит?
- Болит. И всё сильнее. Перебираю в памяти наши дни, годы, приходит понимание многих вещей… Я состоялась как актриса благодаря Юре. Он сделал так, что моя актёрская сущность никогда не вступала в противоречие с сущностью женской.
- Вопрос чисто ассоциативный. Почему красивые, образованные, просто роскошные женщины, да хотя бы из вашего театра, остаются без пары?
- Есть две закономерности. Если девушка не выходит замуж во время учёбы, потом мужчины… куда-то исчезают. Вторая причина: взрослая девушка гораздо требовательнее той, что выскочила замуж по первой пылкой влюблённости. Современные мужчины требованиям состоявшейся женщины, как правило, не отвечают.
- И что лучше - жить в "детском" браке или жить одной?
- Не знаю. Бог уберёг меня от опрометчивого брака. Возможностей было много, не могу обижаться на невнимание мужского пола. Но я не торопилась. Была у меня одна особенность: не умела любить. Влюблялась сразу. И тут же остывала. Меня не хватало на долгие отношения.
- В каких влюблялись?
- Только не в напомаженных красавцев! И не в чёрных-волосатых, которых сейчас называют мачо. И не в "качков". Видимо, мне важна душа, творческое начало, талант. Но, повторю, я не хотела выходить замуж. Была ещё одна причина: больше всего на свете я хотела петь. Так что всё шло к тому, чтобы остаться одной.
- Как Юрию Георгиевичу удалось склонить вас к венцу?
- Он очень плотно стал ухаживать за мной на втором курсе консерватории (Наталия Гайда и Юрий Бастриков окончили Уральскую консерваторию. Из Свердловска в Минск их пригласили в 1969-м году. - Прим. авт.). Я наблюдала, как Юра общается с другими людьми. В раздевалке подал девушке пальто… Выстоял очередь, чтобы купить своей бабушке огурчиков… В спортивном лагере наколол дров… Я заболела - обегал все аптеки и нашёл лекарства. Человек раскрывается в таких мелочах. Сама я уехала из дома в 17 лет, училась, работала, снова училась, причём одновременно в юридическом институте и консерватории… Наступил момент, когда захотелось иметь плечо, на которое могу опереться. И такое плечо оказалось рядом...
- Юрий Георгиевич изменился после свадьбы?
- Нет. Я тяжело переносила беременность, полгода лежала на сохранении, муж приносил в больницу всё, о чём просила. Меня держали на диете, так он жарил отбивные, и в мешочке на верёвочке я поднимала их через окно в палату. Каким великолепным отцом был Юра! По утрам готовил завтрак, отправлял дочь в школу. Я очень много работала, выматывалась, со спектаклей приходила за полночь. Юра всё понимал, сочувствовал, никогда ни в чём не упрекал, ограждал от бытовых проблем.
- Вытащили счастливый билет.
- Да.
- Ревновали мужа?
- Да, я ревнивая. Юра был красив. В юности - спортсмен, конькобежец, входил в сборную РСФСР, семь лет его рекорд никто не мог побить… Женскую красоту он ценил, любовался ею. Однажды я сказала: "Юрочка, когда ты идёшь по улице со мной, смотри только на меня". - "Натик, ну конечно". Он не давал поводов для ревности. Но и я воспитывала себя, укрощала свою взрывчатость.
- А ревновал ли муж?
- Ему было тяжело: мне в любовники записывали всех актеров, с кем играла на одной сцене. Присылали письма без подписи: "Оперный. Бастрикову. Ваша жена с тем-то и с тем-то…". Писали и мне: "Муж вам изменяет".
- Вы знали, кто автор писем?
- Я догадывалась и очень переживала. Недоброжелатели писали и "наверх", давили на аморалку: мол, на гастролях от похождений Гайды гостиница аж тряслась… Юра внешне был спокоен и старался успокоить меня: "Натик, ты успешная, яркая, где ты - там солнышко, люди это редко прощают".
- У вас наверняка были поклонники из "высоких кабинетов". С кем-нибудь из них вы были знакомы близко?
- Отвечу так: в те времена можно было довольно часто увидеть в зале первых лиц. К нам в театр на спектакли трижды приходил Машеров. И Кузьмина мы видели, он очень любил "Баядеру". Хаживали Аксёнов, Ермошин, Герасименко, Антонович, причем Иван Иванович (Антонович. - Прим. авт.) звонил мне домой: "Наталия Викторовна, я не могу не поблагодарить", так ему понравилась "Моя прекрасная леди".
- Замужние женщины тоже иногда влюбляются - об этом мюзикл "Джулия", который шёл в вашем театре. Джулию Ламберт играли вы. С вами могло такое приключиться?
- И приключилось. И вполне серьёзно. Красиво и возвышенно. Я влюбилась в молодого мужчину, он, к счастью, не был человеком театра. Что тут сказать - надо быть благодарной даже любви без будущего, потому что это обновление чувств. Небо становится голубее, цветы пахнут сильнее. И на репетициях начинаешь не ходить, а летать.
- А семья, муж?
- Это святое.
- Не согласитесь ли вы с тем, что хороши те браки, которые строятся и на любви, и на договорных отношениях, причём кое-что - "ты должен", "ты обязана" - не проговаривается, а подразумевается?
- Соглашусь. Но кое-что и проговаривается! Я, например, зная свои недостатки, мужу сразу сказала: "Юра, я буду плохой женой, но хорошим другом. Ненавижу кухню, не умею и не люблю готовить". У меня это на генетическом уровне: мама, бабушка не любили готовить. Впрочем, в советское время поесть не было проблемой: столовые, кафетерии на каждом шагу, всё дёшево. Какие были каши, я до сих пор их помню!
- "В любви не бывает слишком поздно", - поётся в одном фильме. И в 75 лет жизнь начинается. Что будет, Наталия Викторовна, если придёт любовь?
- Я думаю, Юрочка простит… Между прочим, в другой песне поётся: "Когда проходит молодость, ещё сильнее любится". Некоторые молодые люди считают, что это у них - любовь, а у нас - уже нет. Мне кажется, что именно у нас - страсть, задор, азарт. У молодых всё как-то вяло, скромно. "Что ты хочешь, сейчас время такое, все деньги зарабатывают", - говорят мне. Отвечаю: "И деньги зарабатывать можно с азартом!".
Чем дольше человек живёт, тем больше ценит чувства и живёт ими. Вспомните, Лиля Брик в свои 86 лет отравилась оттого, что возлюбленный не пришёл на свидание. Произошёл конфликт между стареющим телом и молодой душой.
- Формула любви от Наталии Гайды. Любовь - это…
- Это страсть с плюсом. Плюс нарабатывается в семье. Плюсом становятся уважение к партнёру, умение его чувствовать, но не растворяться в нём, компромиссы. А страсть с минусом - это уже развод.
Источник:
"Вечерний Минск" P.S. Получился своеобразный контраст с
предыдущим героем. Героиня интервью - человек открытый, живущий без маски. Прячут обычно то, что не хотят показывать: недостатки, грехи, свою собственную неполноценность. Если человек не пользуется масками, значит ему нечего прятать - он чист перед Богом.