"Как созревает замысел?
Это, видимо, самый загадочный, неуловимый процесс. Он идёт как бы независимо от нас, в подсознании, выкристаллизовывается на стенках нашей души. И только от формы души зависит его неповторимость и, более того, от наличия души зависит незримый "утробный период" ускользающего от сознательного взора образа.
С Гофманом сложно. Ясно, что один слой - это он сам, его болезнь, несчастья, любовь, смерть. Второй - мир его фантазии, ещё не родившихся сочинений, музыкальных произведений (и своих, и Глюка, и Гайдна). Он как бы спасается в своих фантазиях. Более того - это его дом, его замок, его цитадель. Он в этом мире не жилец, и не нуждается в нём. Персонажей должно быть мало (в линии Гофмана), они не должны складывать свой сюжет, они должны быть причиной появления персонажей сочинённых, причиной состояния, в котором они могут возникнуть
3 июля, четверг, 1975 год, Мясное"
(с) Журнал "Киносценарии" №2 за 2002 год
P.S. Цитата набрана вручную.
Когда смотришь на фотографии Андрея Арсеньевича, перечитываешь его дневник, заряжаешься жизнью. Это человек, который освещает путь, делает мир вокруг светлее. Очень многое из того, что он говорит, чувствует и делает, мне близко. Я говорю о нём в настоящем времени, потому что он продолжает жить - вот прямо сейчас он живёт и присутствует рядом. И от этого присутствия становится легче.