Чем искусство отличается от неискусства? Почему одно художественное произведение нас цепляет за душу, а другое - нет? Чем вообще определяется наличие этой художественности, в чём разница между художественным произведением и нехудожественным?
Андрей Арсеньевич Тарковский тоже размышлял об этих вещах, и вот какие цитаты он записал в своём дневнике 1976-го года:
27 января, вторник
"Чем недоступнее рассудку произведение, тем оно выше". Гёте
"Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своём сокровенном (иератическом и магическом) языке намёка и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда решён в последней глубине...он органическое образование, как кристалл. Он даже некая монада - и тем отличается от сложного и разложимого состава аллегории, притчи или сравнения... Символы несказанны и неизъяснимы, и мы беспомощны перед их целостным тайным смыслом". Вяч. Иванов
Вспоминается дзэн-буддизм. А что же тогда, вернее: не такими ли качествами обладает образ как таковой?
30 января, пятница
"13. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". От Матфея, гл. 8 13.14
(с) Журнал "Киносценарии" №3 за 2002 год
P.S. Цитата набрана вручную.
Кросспост в
oblako_9