или мысль изреченная есть ложь?
У меня пропасть между письменной и устной речью. На всех трёх языках. Именно на стольких я говорю с 7,5 лет. Эти проблемы начались давно, в первую очередь из-за уделения внимания письменной речи на всех языках ещё до того, как устная речь на двух иностранных устаканится, письменная речь бежала впереди устной, словно ожидалось, что нужно эпистолярно подковать блоху. Возник диссонанс, дисгармония. Потому что на русском у меня тогда не только не было проблем, но и, наоборот, всех восхищала врожденная грамотность, а мать-литератор гордо приосанивалась, демонстрируя доминантные "гены грамотности".
Но специфика русского языка и культура граммарнацизма, воспевающая интеллект и его маркеры только в письменной речи, она подкралась как раз тогда, когда действительно было не отвертеться - хомо русскоязычикус должен грамотно писать, и как бы витиевато он не излагался, будет получать лишь снисхождение, как танцующий инвалид-колясочник, или некую степень толерантного отвращения, как актёр труппы уродцев - играет неплохо, но эти четыре пары жабр...бр, бррр.
Получается, сколько не пытайся мысль свою вылепить тестом текста, но вылезут две-три ошибки, и твой текст просто профанация. А ты сам - школота и не отмоешься.
Сегодня мы ждём годовых итогов сына. Его устная английская речь нигде не тестируется, оцениваются письменные работы. Это всё родом из моего советского детства - вокруг толпа людей, получивших золотые медали,, но в течении 15 лет снимавшие себе речевой зажим. В стране по сию пору полно людей, которые не знают ни одного иностранного языка. Ко мне в Скандинавскую школу приходили эти студенты - калёное железо не могло заставить их открыть рот, хотя они писали грамотно и прекрасно справлялись с письменными заданиями любой сложности. Это всё школа, не заточенная на то, что язык - это средство общения. Мы и так дошли до состояния Селинджера в бункере - фихтуем на изящной словесности кнопочками, ограничив своё вербальное общение с парой людей. Мои дети не учат язык в том виде, в котором это привычно. Они сначала учатся говорить, привыкать к звукам во рту и к их звучанию во вне, к внутреннему слуху на язык. Так учатся говорить билингвы, так в принципе учатся говорить люди. Мы не требуем от младенца читать, писать и говорить одновременно, мы повторяем для него звуки, ассоциирующиея с понятиями, мы приучаем его органы речи к определённым движениям. Поэтому, мне кажется, что оценивать знания у 10-12 летнего ребёнка, изучающего иностранный язык всего 3-4 года, через письменные работы - верх маразма. В 12 лет на языке нужно уметь говорить. Излагать свои мысли устно. Дети гораздо грамотнее начинают писать, когда они сначала запоминают конструкции через рот - пережитки сосательного рефлекса и оральной стадии развития, - практически не шутка, - рот, живой звук слова, возможность говорить и быть услышанным делает нас людьми. Да, необходимо беречь, ставить и почитать великий и могучий. Да, в принципе, любой язык таков. В мою жизнь вошло два других языка, помимо русского, постоянные требования писать грамотно на всех и дикие отличия фонетики и грамматики, сломали механизм передачи данных из головы в текст. Попытки запомнить конструкции через текст сломали запоминающий механизм, воспринимающий текст не как слово, звучание которого имеет соответствующие параметры в тексте, а как обособленный, абстрагированный от самой речи набор значков, оторванный от реальной жизни, живущий сам по себе способ передачи данных, отличающийся, как отличается живопись от музыки. Нарисуйте мелодию. Сыграйте на скрипке картину. Вы гений, если произведение будет узнаваемым без прямых указаний на то, чем это навеяно.
Речь - это смысл языка. Если стихи не звучат вживую, если они не могут петь - им грош цена. Если по книге не могут заговорить актёры - эта книга мертва. Если вы быстро читаете и грамотно пишете, но ваша устная речь корява и косноязычна, значит у вас тоже синдром потери внутреннего слуха языка, такой же, который не позволяет грамотно писать. Если ребёнок запоминает язык через текст, может писать и читать, но ему плохо даётся выражение мыслей вербально - его неправильно учат. Он не ухватывает суть языка, его мозг делит язык на разные части, одна из которых никогда не заработает в полную силу.
Основная проблема изучения языка всегда и везде была одинакова - людям сложно говорить. Им проще спрятаться за буквы, потому что буквы как бы обезличивают автора текста, живут отдельно. Речь - это что-то очень личное, голос, артикуляция - в этом намного больше "Я", чем в тексте, это физиологическое отражение Эго, обрамление мыслей в более уязвимой форме, ощущаемое как орган, который приходится демонстрировать в работе. Люди стесняются танцевать и говорить по одной и той же причине - демонстрация функций тела. Письменная речь, особенно в интернете, даёт иллюзию свободы от прикосновения внешнего мира, в то время как речь устная почти выворачивает наизнанку, открывая личность. А теперь попробуем спеть! Вы знаете, что людей, не умеющих петь, не существует? Существуют люди, не владеющие координацией и раскоординацией своего тела. Детей стараются развивать разносторонне, но с точки зрения проявлений таланта и склонностей. Ваш ребёнок не поёт, не танцует, не может связно говорить и читать текст вслух, боится публичных выступлений - его не с той стороны развивают.
Текст, как творчество, - это для ребёнка игра. Записать свои слова кривенькими печатными буковками, вызывающими бурный восторг родителей. Именно так и нужно учить ребёнка писать - проговорить, а потом медленно "нарисовать" свои мысли знаками, слушая свой голос. Если ребёнок неграмотно пишет, это не потому, что он не знает правил, это потому, что он себя не слышит. Он не привык слушать себя, как инструмент речи, или привык чувствовать себя только письменной принадлежностью.
Язык живой, и слово - это живой организм, оживлённый органами речи. Собственное тело и его звучание - любовь к языку начинается с любви к собственному телу и его способности фиксировать, запоминать и передавать информацию письменно и устно. Когда нет разрозненности в восприятии себя единым целым, а язык - воплощение этого единения себя в себе, когда человек в языке раскрывается, как в пении и танце, наслаждаясь проявлением собственного "Я", когда нет чувства стеснения, а есть гармония в отношениях с миром и в способности с ним общаться посредством языка - мощного и прекрасного инструмента для демонстрации миру прекрасного себя и своего восхитительного внутреннего мира. И когда язык используется во благо и для того, чтобы слово, написаное или сказанное, оставляло такой след, по которому другие могли обрести веру, надежду и любовь, увидеть и изменить что-то, понять и переосмыслить - тогда человек познаёт смысл силы слова.