Как-то одновременно попалась
Донна Феррато со своей "Жизнью с врагом", и дорогая
athen_a преподнесла ссылку про то,
как мужчину вдруг в 40 лет торкнуло, какой он был гад и сволочь. Если убрать из его рассказа слова, привязывающие это всё к религии, то получится совершенно уникальный случай раскрытия эмпатии. Лютобешено интересует механизм этого откровения в человеке. Вот жил себе, был. И вдруг - увидел. То, что женщины годами скандалов, шантажа, игнора пытаются заставить своих мужчин увидеть, он увидел сам и осознал. И я не вижу ответов на вопрос "Как?" ни в понятии "зрелость", ни в опыте, ни в склонности к рефлексии. Этого недостаточно, чтобы захотеть что-то изменить. Люди, склонные к рефлексии, обычно склонны именно к ней без продолжения. Люди, способные к чистой эмпатии, способны к ней с детства, потому что это качество приобретается вместе с прохождением некоторых стадий развития, которые уже к пубертату сформированы. Либо эмпатия будет, либо нет, её нельзя развить отдельно, если стадии развития шли с дефектами, или не завершились вовсе, система редуктивная, слишком зависят одни компоненты от других. Способность поставить себя на место другого человека не означает автоматически, что он сможет всё попробовать изменить и жить дальше. Часто мешает страх, стыд и элементарное отсутствие идей - "исправить, но как?"
Если понять механизм, благодаря которому человек осознаёт подобные вещи, и не просто осознаёт, а стремится всё исправить и совершает для этого какие-то поступки, то это откроет масштабное поле возможностей по вариантам терапии тех же людей, склонных к домашнему насилию, поможет парам в семейной терапии осознать претензии партнёра, которые не могут быть по тем или иным причинам высказаны. В конце-концов, изучение этих механизмов даже может избавить мир от самых ненавистных форм мужского шовинизма.
Но подобное отношение, этот инсайт, эта переоценка ценностей, наверное, никогда не будет соотнесена с традицией отношений между людьми. Я не могу вспомнить ни одной культуры, где бы мужчина ставил себя на место женщины в браке. И самое главное, что приписывать женщине определённые функции в браке и в отношениях в семье - это глубоко засело в мировые культуры и в понятия социума. И то, что обычно понимают под "поставил себя на место женщины" - это начал выполнять её функции, закреплённые за ней годами домостроя. А вот чтобы сразу видеть человека, который рядом с тобой, такими глазами, чтобы не допускать развития таких отношений и затягивания такого состояния, в котором оказалась жена человека из рассказа, - это явно с культурой и понятиями социума не соотнесёшь. И даже не из-за патриархата, или шовинизма. А из-за того, что людям вообще редко свойственно так глубоко и спектрально оценивать свои поступки в отношении других людей.
А может быть то, что случилось с этим мужчиной, вообще не может поддаться анализу, как ему не может поддаться многие годы изучаемое понятие "любовь"?