Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Nov 08, 2013 15:24




Данный текст не претендует на опровержение
существующих теорий в психологии и на "научность"
Он предлагает реальный механизм, который работает,
делая жизнь комфортней.
И как бы всё.

Знакомые часто спрашивают как мне удается сохранить хладнокровие в ситуациях, к тому совсем не располагающих (речь идет про общение - когда люди в разговоре испытывают раздражение, гнев, кричат и обижаются друг на друга).
Ответ прост - достаточно понимать, что происходит.

Обычно спокойствие в таких ситуациях объясняется тем, что у человека “много терпения”, но это не так - терпение ничем вам не поможет, если вы не анализируете причины. Если просто затерпеть, то ситуация просто уйдет внутрь и в один прекрасный день вылезет наружу в искаженном и гипертрофированном виде.

Но если вы понимаете почему человек говорит то, что говорит - у вас вполне может не возникнуть никаких негативных эмоций, что бы ни происходило. (К примеру, функция эмоции раздражения - это реакция на непонимание ситуации, которая вам не нравится.)

Итак, почему вообще возникает негативная реакция на чьи-то слова или действия? И даже лучше сначала поставить вопрос не “почему” она возникает, а “как”.

Есть подозрение, что человек вообще не может реагировать на внешние раздражители. Это невозможно чисто технически. Реагируем мы исключительно на свои собственные мысли - и исключительно внутри своей собственной головы и нигде более.

Процесс протекает в два этапа:

1. Внешний раздражитель задевает внутренние уязвимые струны.

2. На них идет внутренняя же реакция.

Еще раз - человек реагирует исключительно сам на себя, реагировать на окружающих у него нет физической возможности.

Пример - на улице вас обозвали наркоторговцем. При этом вы совершенно точно знаете, что не толкаете дурь и не крышуете тех, кто толкает. Соответственно, никаких эмоций, кроме веселья у вас это не вызовет - сложно представить человека, который в такой ситуации пуститься в ответные оскорбления.


А теперь попробуйте все-таки разозлится на человека, он же пытается вас оскорбить, наезжает как бы. Не получается? И не получится - прямая реакция на внешний раздражитель невозможна, для этого требуется посредник - ваши собственные страхи и комплексы.

Практически любой словесный конфликт - это разговор с самим собой, своего рода раздвоение личности, когда вы сами себе пытаетесь что-то объяснить и сами себя же не хотите слушать.

А теперь самое главное.

Чтобы полностью себя контролировать важно понимать не только как рождается эмоция, но и мотивацию внешнего раздражителя. Представьте, что вы поставили банку с газировкой на скамейку, подул ветер, банка упала, напиток разлился. Будет у вас раздражение или злость? Маловероятно. Обида, отчаяние - может быть, но не более.

И это именно потому, что вы понимаете причины произошедшего - ситуация ясна от самого начала до самого конца. Это исключает негатив.

Теперь представьте, что банку как бы случайно сбил человек. Будет негатив? Еще какой. После этого вы узнали, что человек только что с похорон близкого родственника. Негатив ушел - вы поняли причину.

Итак, причины и, соответственно, людей, открыто провоцирующих негативные эмоции можно разделить на три исчерпывающих типа:

1. Адреналинозависимые.

2. Вампиры.

3. Дураки.



-----------------------------------

Адреналинозависимые - это люди с чисто физической потребностью в дополнительном адреналине (либо каких-то его аналогах) - гормоне мозгового вещества надпочечников. Их можно сравнить с людьми, у которых потребность в инъекциях инсулина для контроля уровня сахара в крови.

Таким людям просто необходим экстрим по чисто физиологическим особенностям организма. При этом если они достаточно ленивы (а человек чаще всего ленив) и достаточно ассоциальны (это тоже бывает),то они не лезут в горы и не прыгают с парашютом, они выбирают самый простой путь - устроить экстрим прямо там, где они живут, в силу природной лени игнорируя принцип не гадить там, где ешь.

Если такой человек знает ваши внутренние особенности - он будет давить на них снова и снова. Представьте, что вы нашли автомат с пепси-колой, который выдает банки с напитком не по монете, а по пинку - вы будете пинать его, пока он не опустеет. Примерно то же самое происходит (к примеру) в парах, в которых один из партнеров  достаточно адреналинозависим, чтобы нуждаться в скандалах, и при этом достаточно черств, чтобы не сопереживать другому (идеальный вариант - когда оба такие, но обычно это не длится долго).

Вампиры - самый интересный случай.

От первого типа достаточно легко отличим - давит на мозоли, сам часто оставаясь спокоен. Это откровенные садисты, полностью себя таковыми осознающие. При этом и их нельзя винить - в их организмах тоже происходят определённые химические реакции, которые заставляют их вести себя так, а не иначе.

С годами оттачивают мастерство, все более и более принимая различные маскирующие образы. Часто встречающиеся:

- невинная жертва

- праведно возмущающийся

- наставник

Абсолютно безобиден для тех, кто его видит. Если достаточно развит - распознает таких сходу. Если нет - путем проб и ошибок, когда отсутствие реакции на провокации заставляет его выглядеть глупо.

Дураки - самое простое.

Люди, которые принципиально не контролируют свой словесный понос. За их словами ничего не стоит. Однажды в их жизни случилось важное событие - в совсем еще юном возрасте они научились складывать звуки в слова и произносить их ртом. Если вы воспринимаете их слова всерьез - то виноваты вы, а не они.

Человек, который поругался с дураком подобен человеку, который поругался с банкоматом, оправдывая это тем, что тот первый начал.

-----------------------------------

Эти три типа - полная и исчерпывающая классификация.

Понятно, что не бывает стопроцентного попадания в какой-то пункт, чаще всего что-то будет от первого, что-то - от второго, а иногда и от третьего.

При этом есть одна хитрость - вся эта классификация работает только тогда, когда вы спокойно и честно разобрались в себе, и абсолютно уверены, что ничем не провоцировали ту степень агрессии, которая происходит в вашу сторону. В этом случае можно смело относить оппонента к одному из трех перечисленных типов и идти пить чай - никакой реакции с вашей стороны возникать не будет, так как не в ваших правилах ругаться на ветер, который уронил банку с лимонадом.



P.S. Часто приходится слышать нечто вроде - "я все это понимаю, но все равно не могу сдержаться, так как я эмоциональный/эмоциональная". Тут может быть два объяснения - либо вы тоже адреналинозависимый и пользуетесь случаем его поиметь, либо ленивый. Потому что в любой подобной ситуации возникает развилка, на которой можно пойти по легкому пути и начать кричать, либо пойти по более (как бы) сложному - и понять, что происходит.

Но, как только вы привыкните ходить именно по этому пути, на проверку он окажется самым простым и самым надежным.

P.P.S. Нельзя исключать локальные ситуации, когда провокация на эмоции происходит для каких-то сторонних целей. К примеру, женщины, с их любимой особенностью обходить вопрос, могут паниковать по одному поводу, имея ввиду другое - но тут, опять же, надо разбираться в причинах. Если явно видно, что вы эмоционально обсуждаете какую-то фигню, значит надо вспоминать где может быть зарыта собака - помогите даме с учетом ее особенностей.

Хорошего дня.

Новые статьи можно читать любым удобным способом:




развитие

Previous post Next post
Up