Nord. Спустя год.

Mar 30, 2011 03:25


Год назад я бежала с работы на премьеру этого фильма в 35 мм без денег на билет (сложно снимать с карточки). В общем, это была еще та гонка. Помимо фильма планировалась встреча с Эрлендом Лу, который выступил сценаристом к нему (книги такой нет).
Билеты закончились давно, но мне как-то удалось пробраться по контрамарке.
Сначала о фильме. Сегодня я его пересмотрела, нашелся даже вариант с субтитрами. Отзывы в критике были разные, я мельком просмотрела все, есть совершенно бредовые, поэтому не стоит на них ориентироваться. Канва сюжета очень напоминает "Простую историю" Линча, но об этом думается только спустя много времени после просмотра.

"...логика депрессии, когда легче пустить все под откос, чем сделать шаг, и легче сделать привычный шаг, чем разрешить себе подумать о жизни. Но когда в жизни появляется смысл, все меняется." (Из заметки Ксении Рождественской). Хотя все-таки не подумать, а сделать.. Потому что уж в чем, а в недостатке мыслей героев Лу обвинить нельзя.
"Север" очень малосюжетный фильм, никаких эффектов(если не считать великолепные заснеженные равнины. Это прокомментировал сам автор - легко сделать фильм, в котором много конфликтов, ведь они двигают сюжет. Смысл как раз в том, чтобы убрать их. Но в то же время он не скучен и "медитативным" его с трудом можно назвать. Минимум внешней активности заполняет какая-то внутренняя пружина, как будто мы стремимся к цели вместе с героем.

Проблема Йомара (главного героя) показалась мне очень близкой, хоть и в другом виде, возможно. Зная другое кино и книги Скандинавии, могу сказать, что их основная ментальная тема, находящее наиболее яркое отражение в творчестве − это поиски себя нормального, поиск понимания, что норма, а что нет, что " люди постоянно заболевают", как говорит Йомар, имея в виду психологическое здоровье. На самом деле,  многое мне позволила понять книга "Где ты теперь?" Юхана Харстада. По сравнению с Эрлендом Лу ( хотя и он вовсе не так прост, как кажется), ее действительно нелегко читать, большой, "тяжелый" роман. Но он не депрессивный, это ложная мысль. Возможно, я напишу о нем отдельно. Его нужно перечитать. Но вот кусочек:
" Где находятся границы отчаяния?
Этого никто не проверял.
Статистики на этот счет нет.
Эта тропинка на карте не обозначена.
Нет диаграмм с ободряющими числами.
Я все еще мог передумать.
Снова лечь.
Ну же, все будет хорошо, думал я.
Нет, нет будет, думал я. Не будет, и точка."     
И он действует, шаг за шагом на пути к себе..  Спустя девять лет:  " Дела наши шли на поправку, мы выздоравливали, становясь, наконец, самими собой, и оказалось, что нам придется вновь узнавать друг друга."

Все. Это я вставила только чтобы можно было лучше понять мироощущение Йомара. Время течет неспешно. Неважно, сколько его, где ты, если плохо, если творится черт знает что! Оператор очень внимателен к деталям, он останавливает внимание на них.
Но природа вокруг, хоть и необыкновенно прекрасна, заставляет теряться в ней человека. Людей очень мало, и поэтому общение так ценно. Он находит некоторое утешение в выпивке и таблетках. Жизнь так тяжела, что хочется вернуться в лечебницу и не думать больше о том, что так причиняет боль. Но однажды он находит в себе силы встать и отправиться далеко, на Север. Случай помогает ему. Искра, выпавшая из печки, поджигает дом, а он смотрит на это с огнетушителем в руках и не решается потушить. В итоге он выпригивает из окна и начинает свое путешествие. (Пожар, горящий дом имеет большое значение для Лу - с подобным мы встречаемся в "Фактах о Финляндии"и еще раз в этом же фильме; пожар "говорит" о том, что герой решает начать новую жизнь). Теперь Йомару не страшно - ему нечего терять, в багажнике немудреного транспортного средства есть спирт и немного еды, есть цель, и больше никаких требований пропусков на склон и прочего.
Он осознает, что самое важное для него и бросает все к чертям ради этой цели.
Далее сюжет, я конечно, раскрывать не стану, но этот фильм правда стоит того, чтобы его посмотреть. Я бы хотела его показать на пятничных кинопоказах на физфаке, но это вряд ли удастся по разным причинам.
В фильме звучит прекрасная, бодрая национальная музыка, мне кажется, это какие-то струнные инструменты.
После фильма была встреча с Эрлендом Лу и помимо прочего, он сказал, что специально сделал этот фильм с минимумом декораций, никаких спецэффектов, никаких крутых виражей в сюжете. Зрителя удерживает сам герой. Порой едва уловимые перемены в мимике,
простые настоящие разговоры.

Вообще было много вопросов. Например, о замысле фильма. Конечно, он ответил, что сюжет был для него совсем не главным фактором, ему было важно раскрыть нам этого человека. В жизни Лу выглядит более прагматичным, чем его образ, который мы создаем, читая его книги. Для меня приоткрылась "ремесленная" сторона его творчества. Но это безусловно очень талантливый писатель. "...логика депрессии, когда легче пустить все под откос, чем сделать шаг, и легче сделать привычный шаг, чем разрешить себе подумать о жизни. Но когда в жизни появляется смысл, все меняется." (Из заметки Ксении Рождественской). Хотя все-таки не подумать, а сделать.. Потому что уж в чем, а в недостатке мыслей героев Лу обвинить нельзя.
"Север" очень малосюжетный фильм, никаких эффектов(если не считать великолепные заснеженные равнины. Это прокомментировал сам автор - легко сделать фильм, в котором много конфликтов, ведь они двигают сюжет. Смысл как раз в том, чтобы убрать их. Но в то же время он не скучен и "медитативным" его с трудом можно назвать. Минимум внешней активности заполняет какая-то внутренняя пружина, как будто мы стремимся к цели вместе с героем.

Только не читайте "Тихие дни в Перемешках", это самая неудачная книга, не знаю, что на него нашло(.  Я задала свой "фирменный" (для того времени) вопрос: " Что для Вас самое главное, какова идея и цель вашего творчества?" Он сказал, что не стоит искать одной определенной идеи и все, что написано в книге, заслуживает внимания, все одинаково важно. С тех пор я стараюсь меньше обобщать, потому что то, что он сказал - это однозначно правда. Хотя не всегда удается). Вообще о его книгах надо тоже отдельно написать. Но я не знаю,что лучше - про каждую отдельно - или обобщить все романы?(Эта глобальная задумка немного зависла). Некоторые люди совсем не имеют чувства юмора и не умеют сопереживать. Этим людям он не рекомендован (сужу по рецензиям). Мне нравится, что кто-то назвал Лу "великим утешителем".  Моя любимая книга - "Мулей". Всем советую).

P.S. И немного о прозе жизни - мои мысли. У них есть подобные проблемы- но если говорить не о творчестве, а о жизни, имея пособие можно заниматься как раз тем, чего так не хватает, поисками себя. Будь у нас в России такая возможность, кто-нибудь спился бы, куда без этого, а кому-то   средства помогли бы реализовать гениальную идею. Скандинавы в основном не творят глобальное - они творят себя, постепенно разбираясь в этом мире. Хотя авторский дизайн у них великолепен, не поспоришь.
Наши бы, конечно, что-нибудь эдакое изобрели). Но это так, к слову. Я больше задумываюсь все-таки о произведениях.

мысли, отзывы, литература, настроение, мероприятия, критика, киношное, самоанализ, важное

Previous post Next post
Up