Как уже все знают, выставка была очень бедная, ни одного экспоната из музея Метрополитен не привезли (там какие-то особые причины). Тем не менее, впечатлений очень много.
Чтобы было не скучно читать, покажу вот такую гравюру:
Я хотела купить постер с ней, но его не осталось, как и каталога выставки.
Чем мне был интересен Пуаре? Тем, что его эпоха в моде для меня была всегда какой-то немыслимо загадочной, неуловимой, я никак не могла ее понять, пока не увидела вживую. Если я правильно понимаю (пусть меня поправят историки моды, если что), Пуаре "царил" на модном олимпе более 10 лет, между Вортом и Пату, между Belle Epoque с ее узкими корсетами и шикарными белыми платьями (сейчас я поняла, что Россия несколько отставала, если вспомнить тот же знаметитый портрет царской семьи) и всем знакомым flapper-модерном. То есть Art Deco. При ближайшем рассмотрении, этот стиль невероятно разнообразен. (Я не ставлю сейчас цель рассказать об истории). Конечно, трудно представить, чтобы все дамы носили эти круглые манто-кимоно, "хромые" юбки и другие необычности. Но сколько там поразительных, абсолютно современных вещей! На рисунке из лимитированного, как мы бы сейчас сказали, журнала (300 экз.) девушка в белом платье, юбка которого украшена гирляндой крохотных огоньков. Я не смотрю современный глянец, но точно видела нечто подобное. Что больше всего поразило - это то, как личные открытия и нововведения кутюрье сочетается с неким "постмодерном", то есть, как бы самоирония, ирония надо всей эпохой и удивительный авангардизм. Это если даже не говорить об особом его замысле "как будут одеваться завтра". Вероятно, эти эскизы не были отшиты, но по ним прекрасно видно мысль дизайнера.
Еще я, наконец, увидела эти платья-туники и знаменитую модель "сорбет" (мини-кринолин поверх длинной юбки).
И немного о философии). Если Belle Epoque своим характером все же непосредственно связана с 19м веком, то Art Deco, начиная где-то с 1909 года, начала явный перелом в жизни всего общества. К счастью, тогда не было такого безумного разброда везде, как сейчас, и все сферы жизни были связаны некой общей идеей. В связи с этим мне понравилось высказывание Жана Кокто: Стиль - простой способ сказать сложные вещи. Еще давно, когда я только начала погружаться в эстетику Серебряного века, некая трудно выразимая мысль проникла в мою голову. Ар Деко - нечто очень новое, яркое, необычное. В то же время это стиль, заимствующий все и отовсюду. Это вся история моды, начиная от Ренессанса и ориентальные мотивы, включая Африку (!), и удивительный авангардизм. То есть втреча прошлого, настоящего и будущего вне пространственных границ. Подобный синтез дает "взрыв", и толчок к таким вещам, которые невозможно сравнить даже с современным разнообразием, ибо оно все заимствовано, а тогда это было так ново, что.. даже трудно представить.
И эти яркие цвета, которыми так славится Пуаре ( я разглядывала кусочки подкладок - и везде шелк другого, контрастного цвета, и россыпи бисера, и вышивки, и разнообразные формы - даже при детальном рассмотрении что-то остается неуловимым. Это принципиально другая форма сознания, когда вдруг становится возможным все (в хорошем смысле слова). А что побуждало кутюрье делать тонкую вышивку золотной нитью по подолу платья, где крохотные лица можно увидеть только при специальном увеличении?
И то, чего я не знала раньше: знаменитые костюмы Бакста для "Русских сезонов" вовсе не придуманы с нуля, а вдохновлены именно восточными мотивами Пуаре, который сделал очень много сценических костюмов.
Большое спасибо
nadyoz_k , у меня теперь есть книга его мемуаров "Одевая эпоху", так что еще наверняка предстоит что-то открыть для себя. Кроме того, если вам вдруг интересно, я записала название еще одной весьма любопытной книги, которую увидела (хранится в Рудомино): "Things I remember", автор - художник Erté (Роман Тыртов), не знаю, есть ли она на русском.. Он, оказывается, прожил почти 100 лет! (до 1990 года). Сколько там мыслей и воспоминаний, даже трудно представить!
Вот такие платья легко представить на любом современном показе, правда?
А кто-то видел вот такую выставку, со значительно большим числом экспонатов и нормальным светом:
Click to view
Вообще, меня неприятно удивила идея оборудовать под такого рода выставки один из соборов Кремля. Мало того, что храм не предназначен для таких целей, так еще и освещение ужасное.
Потом я еще прошлась по Соборной площади, там очень красиво и очень малолюдно. Все соборы теперь недействующие, для входа нужен билет, как оказалось. Фрески, конечно, фантастические. Немного поблекшие и без позолоты, по всему внутреннему пространству, без "пробелов". Это стоит увидеть.
А еще там разбирают огромную живую елку, можно унести с собой еловых веток).
Все фото взяты мной из интернета, на выставке нельзя снимать (да и невозможно просто).