Сила христианина

Feb 24, 2017 15:49


Настоящая сила духа христианина проявляется именно тогда, когда его сердце охладевает к молитве и к словам Священного Писания. Легко и приятно молиться, когда Господь дает обильную благодать. А когда Господь как бы отступает, то тут и проявляется сила воли христианина и его верность Богу. По слову святителя Феофана Затворника, "У святых отцов такие состояния называются охлаждением, сухостию, и все считают неизбежными их в жизни по Богу; ибо без них скоро зазнаемся".
В такие моменты выявляется, насколько христианин предан Христу. Святитель Феофан писал, что Господь попускает охлаждение и для испытания, верна ли душа Христу. Ведь, кто-то начинает ныть, от того, что ничего не получается и ничего не хочется. Кто-то впадает в прегрешения, а потом и в более серьёзные грехи от того, что нет вдохновения к духовной жизни, которое прежде рождалось от слышания слова Божия и соприкосновения с вещами духовными. Самопринуждение, совершаемое, несмотря на препятствия, открывает степень верность верующего Христу.
В охлаждении блокируется ум, теряется вдохновение и мотивация к преуспеянию, пропадает ненависть ко греху, и возникает искушение найти утешение в чем-то земном, хотя и вроде бы, не греховном. Святые советовали не поддаваться сей провокации лукавого. "Стой твердо в своем чине, держись на кресте сем благопокорно, далеко отревая от себя всякое земное утешение, которое вздумает предлагать мир или плоть, по наущениям врага" - пишет преподобный Никодим Святогорец.
Состояние духовного охлаждения открывает, что на самом деле человек искал в молитве: собственного утешения или самого Христа. Если собственного утешения, то заставить себя совершать то, что не откликается в сердце, будет максимально сложно. Если Христа, то в период безчувственности воин продолжит хладнокровно совершать то, что делал, находясь в нормальном состоянии. Одна из причин, по которой Бог попускает впадать человеку в подобную бесчувственность, это "чтоб не прилеплялись к самым духовным утешениям и не разделяли таким образом сердца своего надвое, когда Бог хочет, чтоб оно все Ему единому принадлежало", - пишет преподобный Никодим Святогорец.
Некоторые говорят, что совершать что-то по любви, это значит не делать чего-то «автоматически» (то есть, без сердечной теплоты). Духовная же брань в состоянии охлаждения показывает, что любовь - это хладнокровное самопринуждение. Истинная любовь - это когда во время сердечной зимы человек продолжает заставлять себя призывать имя Бога.  С охладевшим сердцем это происходит как бы насильно, но молитва в таком состоянии стоит в очах Божиих гораздо больше, чем когда все нормально.
Период охлаждения - это как некий экзамен, проверяющий, насколько христианин привязан ко Христу, Который на самом деле стоит рядом и смотрит в наше сердце. Как учил преподобный Макарий Великий, «Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с леностию ли, не с нерадением ли. И когда увидит рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою и уготовит тебе победу».
Таким образом, сила христианина проявляется в неотступном устремлении к Богу. Устремлении, которому не помеха видимые и невидимые препятствия, отпугивающие слабых, разочаровавшихся в своих надеждах и мечтаниях о комфортной духовной жизни.
Преподобный Никодим Святогорец своим увещеванием вооружает воинов Христовых, впадших в духовную зиму: "Это-то и есть та брань, за которую святые Божии увенчались светлыми венцами. Стой же мужественно, воспоминая сие во встретившем тебя испытании. И при этом, как и во время всякого другого смущения, воззревши ко Господу, говори Ему от сердца: «Господи Боже мой! Призри на раба Твоего, и да будет на мне воля Твоя. Ведаю и исповедаю, что истина словес Твоих тверда и обетования Твои неложны. И на них уповая, стою я не колеблясь на пути Твоем». Блаженна душа, которая предает себя таким образом Господу всякий раз, как испытывает смущение и тяготу!"

Духовная жизнь, Заметки

Previous post Next post
Up