Конечно, гораздо деликатнее было бы об этом не писать, а умолчать. Но раз мы собирались говорить о проблемах, то полезнее их вскрывать, даже если будет неприятно и больно, иначе гниющая язва останется в организме.
Был на Байкале, на съезде православных молодёжных лидеров Сибирского ФО. Ребята поднимали разные проблемы молодёжного служения, но, почему-то стороной обходили главную: проблему самих молодёжных лидеров и руководителей. Акцент съезда делался на то, что приходящая в храм можешь имеет своё и мировоззрение и никак не может услышать неискажённую Евангельскую проповедь. Для преодоления этого барьера предлагалось доносить истины Божии через произведения культуры. Три дня мы разбирали "христианский" фильм "Сталкер". Конечно, что-то полезное можно взять из предлагаемых методик, но проблема в другом...
Вечером молодёжь (не вся) собиралась на посиделки у костра. Как-то я подошёл туда и ужаснулся: на шутки одного весельчака про священников, упоминание в шутках святых икон Божьей Матери и Господа сидящие отвечали дружным хохотом... На следующий день хотел предложить у костра разговор о миссии, ведь кто как не православные молодёжные активисты способны деятельно поучаствовать в этом служении. Среди хохота, попросил я немного внимания, чтобы обсудить один архиважный для всех христиан вопрос: "Возможно ли спасение вне Православной Церкви?". (Надеялся получить от православных православный ответ "нет" и перевести тему дальше: чтобы мы можем сделать, чтобы помочь заблудшим людям?) Среди сидящих возникло возмущение: какое он имеет право поднимать такой важный вопрос? Кто-то сказал, что, мол, рабочее время закончилось (!).
Несколько человек развернулись и ушли играть на гитаре в другое место. Сестра одна, когда услышала, что нет спасения без Христа обвинила меня в том, что я сужу других. Получается, сие обвинение так же можно предъявить ап.Павлу, свт.Игнатию, свт.Луке, свт.Феофану, и сотням др.св.отцов, которые не стесняясь говорили об этой истине. Те, кто пытался поспорить, конечно же, вместо того, чтобы признать что это их личное мнение, не могли в защиту своей позиции привести слов ни одного святого отца. В итоге, начался сумбур, меня попросили прекратить этот разговор. И лишь одна сестра сказала, что тему можно разобрать. Вопрос спасения (а что может быть важнее??) оказался для молодёжных лидеров неинтересным...Вспомнились слова святителя Феофана: "Неистощим бывает такой человек, когда говорит о чем-либо пустом, суетном и мирском, а чуть только дело коснется Бога и спасения души, скажет неохотно два-три слова - и только, а то и просто промолчит. Ведь от избытка сердца уста говорят: чем полно сердце, о том и слов много."
На общем заседании обсуждался вопрос: каким должен быть молодёжный лидер. Кто-то выкрикнул: "Святым!". В ответ пошли смешки. А ведь это ничто иное, как насмешки над повелением Божиим. Ответ-то правильным был. Ведь это прямая заповедь Бога: "Будьте святы, потому что Я свят". (1 Пет.1:16)
Так что проблема не в том, что у приходящей с улицы в храм молодёжи мировоззрение неправильное, а в нашей немощи духа: "Одна из немощей человеческого духа - косность в вере и леность к познанию истины, особенно истин веры и благочестия. Чему всего коснее и ленивее обучаются юноши и даже взрослые и старцы? Истинам веры и благочестия. Об этом свидетельствуют бесчисленные опыты" (Св.прав.Иоанн Кронштадский).
Когда я говорил, что мы сами виноваты в том, что что-то не клеится, и главное - самим решительно стремиться не грешить и укрепляться в исполнении Заповедей Божиих, мне отвечали: "мол, всё это и так понятно, это и так ясно...". "Проникновение нас благодатью спеется по мере взыскания нашего и труда по сему взысканию. А если не взыщем и не станем трудиться именно для сей цели и в сем смысле, то она не станет одна действовать в нас против воли нашей, как бы насильственно" (Свт.Феофан Затворник). Кому-то может быть и смешным покажется, но цель - стяжать благодать, а не изменить мировоззрение молодёжи, ведь если будет благодать с нами, то она и сама всё будет устроять. А мы часто надеемся не на неё, а не изящные методики "передачи технологий создания среды, способствующей формированию таких ценностных приоритетов как деятельное социальное служение на благо общества".
Теперь вопрос, что мы можем дать молодым, вступающим в Церковь? Хорошо, ну пусть сначала фильм Тарковского, потом поучаствуют в социальном служении, а дальше что? От увиденного и услышанного возникает такое ощущение, что цель не святость - а численное пополнение молодёжных групп.
Помоги нам Господи.