"Дневник. 20-е числа марта 2014 г. Кызыл.
В один из дней марта, я в подряснике и скуфье (головной убор), передвигался по таявшему Кызылу.
Все передвижения были пешими.
План действий был таков: сделать дубликат ключей от квартиры, купить продуктов, вернуться домой к жене и дочке.
Обычный день(выходной), без служебных обязанностей.
Сначала я пошел делать ключи. По дороге остановил выпивший тувинец, который сказал: «уважаемый, можно к Вам обратиться? Я из наркологии, помоги, пожалуйста…».
Я сказал, что на выпивку дать денег не могу.
Он доказывал, что ему не на выпивку. Я потащил его в столовую. Мы зашли. Он уселся за столик. Я купил пирожок и чай. Он думал, что я ему принесу сам. Я ему указал на поднос с заказом, попросил его не дебоширить, на нас уставились остальные посетители. Он пообещал есть спокойно. Я ушел. На рынке отдал мастеру ключи и в двух метрах наблюдал за изготовлением дубликатов. Из пьяной компании выделилась женщина лет 50. Подошла просить на пакет(?). Рядом человек сказал не давать ей - обманет. Просила 5 рублей. Она пыталась клясться Богом. Соседний доброжелатель сказал, что она перед Богом погрешит, если обманет. Я подтвердил его слова и дал ей просимое. Пока делали ключ, подошел еще пьяный местный житель и протянул уважительно руку. Попросил … открыть ему телефон. Я открыл. Он попросил включить. Я не смог. Посоветовал ему найти зарядное устройство. Он сделал вид, что попробует. Поблагодарил с серьезным лицом и ушел, пожав мою руку.
Домой я вернулся с новыми ключами и отправился из дома за продуктами.
Встретился мужчина немного выпивший в тюремной спецовке, невысокий, на вид сибиряк. С детским простодушным лицом. Просил хлеба полбуханочки. Я пообещал, что куплю ему, но денег не дам. Он сказал, что будет на этом же месте. Признался, что верит в Бога. Хочет пойти в церковь. Хочет жить правильно и т.д. Возвращаясь с пакетами еды назад, я его не нашел, пришлось его хлеб нести домой.
Спустя несколько часов, я снова подходил к подъезду, а из одной машины с музыкой, поспешил вылезти пузатый выпивший тувинец. С веселым лицом он спросил куда иду. Пожал мне руку, спросил постую ли я (соблюдаю ли пост). Я ответил, что пытаюсь, но тут же спросил в лоб, а в кого верит он. Он назвался буддистом. Я сказал, что верю в истинного Творца Вселенной Иисуса Христа! А вот вас мне жалко - объявил ему. Он как то хитро улыбнулся и пожелал мне Божией помощи...
Открывая дверь подъезда, я увидел моего старого знакомого в тюремной спецовке. Он признался, что ждал меня там, … а кушать все таки еще хочется. Мы отправились в магазин. Обошлись молоком и хлебом. Он рассказал, что в Красноярске учится на пастора, читает Евангелие, и совсем не пьет. Я объяснил ему про секты и о единственной Церкви Христовой, на что он соглашался и уважительно кивал головой. С простодушно открытыми глазами Владимир(мы познакомились перед расставанием) выслушал апологетику Христианства и так же просто сказал в конце что хочет быть пастором… Скоро поедет назад в Красноярск продолжать учебу. Я попросил его не пить, хотя в наши две встречи от него пахло перегаром. Мы распрощались. На следующий день я увидел дважды «будущего пастора» Владимира нетрезвым с чумазым лицом под руку с такого же вида подругой, но останавливать его не стал…
Вечером «пьяного дня», на закате красного солнца, я снова шагал к своему дому. На стоянке возле уазика на детском столике возле детских табуреток русский бородач продавал весело мёд и творог. Я подошел к белобородому доброму мужчине и спросил о твороге. Он объявил, что есть еще «мёд, который сил дает». Кое-что я решил купить, а он сделал изрядную скидку, так как уже сворачивался. Он предложил купить стульчики. Поднял один - и на обороте сиденья я прочитал руническими буквами слово «Радогош». Рядом нарисовано солнышко и несколько слов в стиле славянских рун. Я спросил, что это значит. Он весело перевел: радостный гость. Так на древнем языке говорили. Они выпускают мебель из дуба и мёд с молочкой. Живут «общиной» в лесу, у них есть свои старцы, которые им рассказывают о смысле жизни, о древнем языке. Он сказал, что надо любить всё, так как всё божие. Я пытался уточнить его понимание этих слов… Пытался спросить язычники ли они, он сказал, что нет, что верит в Бога. Здесь нас начали отвлекать женщина, которая сидела в его машине - торопила собираться. Потом покупательница творога… Он сказал мне «Христос в помощь», и мы расстались.
Я оказался дома раньше, чем село солнце.
Выводы.
1.Пьяные в Туве уважают священнослужителей и называют их почтительно батюшка или «пашкы»(учитель, наставник), стремятся пожать руку, просят за них помолиться и помочь деньгами. Клянутся, что верят в Бога, верят в Иисуса Христа, складывают иногда руки свечкой(ладонь к ладони), или пытаются креститься.
2. Оказывается в Туве есть не только протестанты: баптисты, пятидесятники и свидетели Иеговы с адвентистами; староверы и люди, которые верят, что Бог - это и Будда и Иисус Христос в разных воплощениях, но также есть, и непонятные пока для меня, русские «общины промысловиков», которые верят как неоязычники(в природу и рунам, в славянских богов и прочее)".