КАК ПОБОРОТЬ ДУХОВНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ?
(Конспект 7 главы 2 части книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань»)
1. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ТЕПЛОТА?
«Духовная в сердце теплота есть плод чувства к Богу и всему Божественному».
2. ОТ ЧЕГО ПОРОЖДАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ТЕПЛОТА?
«Духовная теплота порождается от воздействия на сердце духовных предметов, что бывает в порядке духовной жизни. Отличительная черта ее есть отрешение от всего тварного и окование внимания Богом и всем Божественным. По сей черте она отстоит от теплот душевных и телесных, как небо от земли…»
3. КАКИЕ ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ В ЧУВСТВЕ ДУХОВНОЙ ТЕПЛОТЫ?
«В нем есть благоговение, сокрушение, умиление, припадание, поклонение, святая ревность, боголюбие. Как все такие чувства духовные не вдруг установляются в сердце, так теплота духовная не вдруг делается достоянием нашего сердца».
4. ЧТО ГАСИТ ДУХОВНУЮ ТЕПЛОТУ?
«Отходит, когда внимание отклонится от предметов духовных, а за ним и сердце вкусит и усладится чем недуховным. Этим погашается духовная теплота, как водою огонь…
.. Отходит она, как замечено, когда внимание и сердце отклонятся от духовного и обратятся к недуховному. Под этим разумеется не греховное что - ибо вкусивший духовной теплоты бывает уже на это не охоч - но вся душевно-телесная область, суетная, земная, тварная».
5. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНУЮ ТЕПЛОТУ?
«Будь вниманием внутрь и молитвенно предстой Богу в сердце, не допускай блуждания помыслов рассеивающих, не впускай в сердце сочувствий к чему-либо душевному и плотскому, пресекай тотчас порождения многозаботливости, храни живой воспринятую тобою ревность о богоугождении и о спасении души, в делах же внешних блюди разумный строй, направляй их все к главной твоей цели и, делая одно, не обременяй мысли попечением о многом».
6. В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ОХЛАЖДЕНИЯ?
«Так всегда происходит охлаждение; бывает же это по нашей вине, именно, по ослаблению внимания и бдительности над собой: то по соблазнам окружающей труженика мирской среды, когда прелести мира, одуряющим образом воздействовав, похищают человека из себя самого, то по козням врага, ухищряющегося выманивать человека из себя вовне, в чем успевает он иногда, примешивая только к естественным движениям образов фантазии и свои, наипаче увлекательные, иногда воздействуя каким-то образом и на тело».
7. КАКОВА ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ОХЛАЖДЕНИЯ?
«Но какая бы причина ни была, действие охлаждения начинается выходом внимания извнутри и установляется в своем дальнейшем течении прилеплением сердца к чему-либо, сначала пустому и суетному, потом страстному и греховному. И в нем всегда виноват сам человек. Ибо ни мир, ни диавол не насилуют свободы, а соблазняют только ее».
8. БЫВАЕТ ЛИ ПРИЧИНА ОХЛАЖДЕНИЯ ОТ БЛАГОДАТИ?
«Бывает охлаждение и отступление благодати. Духовная теплота в истинном своем виде есть плод присутствия в сердце благодати. Когда посещает благодать, на сердце тепло, а когда отходит - холодно. Отходит благодать, и когда человек сам выходит вовне к недолжным вещам. И тогда отхождение сие и есть и называется наказательным».
9. В ЧЁМ РАЗНИЦА ОХЛАЖДЕНИЯ ОТ БЛАГОДАТИ ОТ ОХЛАЖДЕНИЯ ПО НАШЕЙ ПРЯМОЙ ВИНЕ?
«Разность в сих охлаждениях та, что виновное охлаждение расслабляет самую ревность о духовной жизни; охлаждение вследствие обучительного отступления благодати наиболее распаляет ее, что бывает и одной из целей отступления благодати обучительного».
10. ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ОТСТУПАЕТ БЛАГОДАТЬ?
«Благодать Божия сама, обучительно, отступает по следующим причинам:
1 - чтобы раздражить ревность, которая иной раз ослабляется от длительности пребывания в покое, чтоб повнимательнее осмотрелся человек и отстранил сочувствия и занятия, которые не прямо принадлежат к богоугодной жизни и не в Боге конец свой имеют;
2 - чтобы восстановить в большей силе сознание и чувство, что все доброе, бывающее в нас, есть плод благодати Божией; чтоб на будущее время больше ценили Божии даяния, ревностнее заботились о хранении их и глубже смиренствовали;
3 - чтоб искреннее предавали себя в руки промышления Божия, с совершеннейшим самоотвержением и самоуничижением;
4 - чтоб не прилеплялись к самым духовным утешениям и не разделяли таким образом сердца своего надвое, когда Бог хочет, чтоб оно все Ему единому принадлежало;
5 - чтоб и при действии благодати Божией не опускали рук, но неусыпно работали на пути Божием, напрягая все силы свои, данные нам Богом именно для этого».
11. КАК БОРОТЬСЯ С ОХЛАЖДЕНИЕМ?
«Посему, когда почувствуешь в себе охлаждение к вещам и занятиям духовным и ко всему Божественному, войди в себя и рассмотри, по какой причине оно произошло, и если в этом твоя вина, поспеши ее устранить и изгладить, ревнуя не о возвращении духовных утешений, а паче об уничтожении в себе того, что окажется неподобающим и Богу неугодным. Если же не увидишь ничего такого, покорись воле Божией, сказав в себе: так судил Бог; буди воля Твоя, Господи, на мне, немощном и ничего не стоящем. И затем терпи и жди, отнюдь не позволяя себе сколько-нибудь отступать от обычного порядка своей духовной жизни и духовных деланий и упражнений; побеждай напавшее безвкусие в них насильным себя к ним принуждением, не внимая отвлекающим от такого труда помыслам, будто такое занятие бесплодно; охотно испивай сию чашу горечи, говоря к Господу: «виждь смирение мое и труд», и не остави милости Твоей от меня, - и воодушевляй себя на то верою, что чашу сию поднесла тебе любовь Божия, желающая тебе большего совершенства духовного».
12. МОЖНО ЛИ В ОХЛАЖДЕНИИ ИСКАТЬ ЗЕМНЫЕ УТЕШЕНИЯ?
«Пусть даже охлаждение это будет сопровождаемо таким омрачением и смущением, что ты не будешь знать, что тебе делать и куда обратиться, не бойся и при этом; но стой твердо в своем чине, держись на кресте сем благопокорно, далеко отревая от себя всякое земное утешение, которое вздумает предлагать мир или плоть, по наущениям врага».
13. МОЖНО ЛИ В ОХЛАЖДЕНИИ ИСКАТЬ ДУХОВНЫЕ СЛАДОСТИ?
«Молитвы же твои, причащение и другие духовные упражнения, продолжая совершать, как обычно, совершай не для получения сладостей духовных, не для того, чтоб быть сняту с настоящего креста, но для того, чтоб дарована была тебе сила благодушно пребывать на нем во славу распеншагося за нас Христа Господа и всегда жить и действовать так, как сие Ему благоугодно».
14. КАК ВЗЫВАТЬ К БОГУ В МОМЕНТ ОХЛАЖДЕНИЯ?
«Взывай:
- «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему»: (Ты) «спасение лица моего, и Бог мой» (Пс.42:5).
- «Вскую, Господи», отступил Ты «далече» от меня и «презираеши» меня, сущего в «скорбех» (Пс.9:22)?
- «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене» (Пс.37:22).
Припомни молитву, какою, по вдохновению Божию, молилась Сарра, возлюбленная жена Товии, во время скорби своей, и ее употреби, живым взывая гласом: «Верно ведает всякий, работающий Тебе, Господи, что жизнь сия, если будет под испытанием, увенчается, и если в скорби будет, избавление приимет, и в самом истлении не прейдет по милости Твоей. Ты не радуешься о погибели нашей но после бури и волн подаешь отишие, и после плача и слез изливаешь радость. Буди имя Твое благословенно во веки, Боже Израилев!»
15. КАКИЕ БЫВАЮТ НАПАДЕНИЯ ВРАГА В МОМЕНТ ОХЛАЖДЕНИЯ?
«Случается иной раз, что тогда как душа томится в таком охлаждении, таком безвкусии ко всему духовному, враг нападает сильнее, воздвигая дурные помыслы, срамные движения и прельстительные сновидения. Цель у него та, чтоб, вдавшись в нечувствие от ощущения оставления Божия, человек опустил руки и склонился на что-либо страстное, ибо после сего ему уже легко увлечь его опять в водоворот греховной жизни. Зная сие, стой твердо. Пусть бушуют волны греховные окрест сердца, но пока есть у тебя нехотение греха и желание пребыть верным Богу, кораблик твой цел.»
«…Се истинная жизнь по Богу! Желать и искать Бога РАДИ БОГА, и иметь Его, и вкушать так и в такой мере, как и в какой Он того хочет. ЕСЛИ Б ЛЮДИ ВСТУПАЛИ НА ПУТЬ ЖИЗНИ ПО БОГУ С ТАКИМ НАСТРОЕНИЕМ И ТВЕРДОСТЬЮ ЕГО ИЗМЕРЯЛИ СВОИ УСПЕХИ В СЕМ ТЕЧЕНИИ, А НЕ ПРИЛИВАМИ ДУХОВНЫХ СЛАДОСТЕЙ И УТЕШЕНИЙ, ТО ОНИ НЕ БЫЛИ БЫ ТАК УДОБНО ПРЕЛЬЩАЕМЫ НИ САМИ ПО СЕБЕ, ни по козням врага и не томились бы бесполезно, а иной раз до роптания, встречая сухости и охлаждения, а напротив, с благодарностью принимали их и перетерпевали в уверенности, что поелику так хочет Бог, то это случилось во благо им, и, не обращая на них внимания, с большею ревностью и с более самоотверженным себя насилованием продолжали идти путем богоугодной жизни по всем заведенным порядкам ее.»