КАК ИЗОБРАЗИТЬ ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ

Jun 21, 2013 23:14


Часто приходится слышать ложное убеждение, что у Православной Церкви нет видимых границ.
  Один представитель общины о.Георгия Кочеткова, придерживающийся данного убеждения предложил мне нарисовать видимую Церковь так, как я себе это представляю.  Предлагаю на рассмотрение фотографию образа Православной Церкви - дискоса со святыми частицами.
   На дискосе образно собрана вся Церковь Христова. Агнец символизирует главу Церкви - Господа нашего Иисуса Христа, частица левее - Пресвятую Богородицу, девять частиц справа - святых, прославленные в девяти ликах.
   И, наконец, внизу, мы видим частицы, вынутые за усопших и живых членах Церкви. На дискосе - образ всей Церкви, омытой Кровью Спасителя. Дискос  представляет из себя не нечто аморфное, а предмет круглой формы с  ясными очертаниями. Видимо, неслучайно, что форма дискоса - круг, прообраз вечности, которая  соприкасается со временем через святое собрание верующих, богочеловеческий организм  - Церковь Христову.  Святыни собраны на дискосе, имеющими определённые границы (в виде каёмочки).
    Говоря о границах Церкви, подразумевается  причастность  тех или иных лиц к Церкви.  Один из способов определения  этой самой причастности - это то, за кого эти частицы вынимаются. Из слов свт.Симеона Солунского видно, что душа того, за кого приносится Безкровная Жертва,  причащается Бога: «душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает  благодать; тогда совершается духовное соединение человека с  Богом». И как к святой Чаше допускается не каждый, так и в поминовение на проскомидии включать можно только верных. Тем самым, вырисовываются чёткие видимые границы Церкви. Ниже, в статье протоирея Андрея Канева приведено святоотеческое мнение, кого можно поминать на Божественной Литургии.

Протоиерей Андрей Канев. О поминовении на Литургии:
«Вопрос: для чего на проскомидии вынимаются частицы за людей? Какая в этих частицах польза для человека?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
 «До нас дошло учение от древних Отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник!» «Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. - М., 2009. - С. 349-350).

Вопрос: Если поминовение на Литургии приносит столько пользы: оставление грехов, защиту от скорбей, значит, нам необходимо всех наших родных и знакомых записать на поминовение, поскольку мы желаем им добра. Всем им нужна помощь Господа, даже если они этого не понимают. Правильно ли это?
Преподобный Лев Оптинский:
 «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных - через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, - не очищение, но осуждение для них бывает...  Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)...». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. - Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Вопрос: Получается, что человек не верующий во Христа не должен поминаться на Литургии. А как же мы - простые христиане, которые ходят в храм, исповедуются, но, тем не менее, грешат. Нас можно поминать в этом священнодействии?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
«Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократный опыт» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. - М., 2009. - С. 351).
Преподобный Иоанн Дамаскин:
 «Для принимающих (Причастие) с верою достойно оно служит во оставление грехов и в жизнь вечную и в соблюдение души и тела; а для причащающихся с неверием недостойно - в наказание и кару» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 13. О святых и пречистых таинствах Господних. - Москва, 1992).

Вопрос: По милости Божией кающийся христианин получает в поминовении пользу, а получает ли ее человек крещенный, но живущий без понятия о вере, покаянии, грехе, страстях. Принесет ли ему пользу приношение на проскомидии?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
   «Ежели кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом,   горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы <…>Сколько полезно тому, за кого приносится эта жертва, когда он живет достойно христианскому званию, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо христианина, и близ Божественного Хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. - М., 2009. - С. 350).

Вопрос: Благодать - это несомненная польза душе?
Св. праведный Николай Кавасила:
 «Благодать освящает нас чрез Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред». (Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, изъяснение Божественной Литургии», гл. 34. - СПб., 1857).

Вопрос: Есть ли критерий, по которому мы можем сделать вывод, что человек отпал от Церкви, и его нельзя поминать на проскомидии?
Преподобный Симеон Новый Богослов:
 «Явным же признаком того, что человек обнажен от благодати святого Крещения служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами.
И сколько у нас таких несчастных, которые тем несчастнее, что не сознают и не чувствуют своего бедственного положения?! А между тем видим, что некоторые из них доходят до такого безумия, что дерзают причащаться пречистого Тела и безценной Крови Христовых. Какое бесстыдство и самозабвение!
Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в онь сатана (Ин. 13, 27). (Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово тридцать третье к причащающимся Божественных Таин. - И кто причащается недостойно. - М., 2006. - С. 400).

80 правило 6 вселенского Собора:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Вопрос: Будет ли полезно поминовение на проскомидии для человека умершего и не успевшего раскаяться?
Преподобный Паисий Величковский:
 «Поминовение по умершим есть самая главная часть безкровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить безкровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается.
Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить безкровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него безкровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствуюшему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (См.: 1 Кор. 11, 29).  <…> Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» (Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. - Минск, 2006. - С. 276-277).

Вопрос: Какова мера ответственности священнослужителя в деле литургического поминовения людей?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
 «Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению.
  От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. - М., 2009. - С. 351).»
Источник: Протоиерей Андрей Канев. О поминовении на Литургии // Православный вестник [Официальное издание Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви]. - 2011. - № 2 (100). - С. 19-23.

P.S. По этой же теме: “ПРАВЫЕ” РАСКОЛЫ. АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ГРАНИЦЫ.Священник Даниил Сысоев

Истина, ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ СПАСЕНИЯ, Апологетика

Previous post Next post
Up