МОЖНО ЛИ МОЛОДЁЖИ ГОВОРИТЬ О ХРИСТЕ?

Jun 12, 2013 18:21


Очень часто молодых мирян обвиняют в том, что им нельзя ни с кем разговаривать о Христе. Часто приводятся слова из статьи Архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Полезно ли новоначальным учить ближних делам веры?», в которой ссылки на цитаты святых отцов, с которыми нельзя не согласится. Но, почему-то, многие не замечают, что в этой статье говорится больше о духовном наставлении ближнего, а не о свидетельстве о Христе.Так же , почему-то остаётся без внимания слово свт.Иоанна Златоустаго "Об учении и наставлении", обращённое к мирянам.
    Кроме того, в наставлениях святых (приведённых в статье) нет запрета на благовествование, но правильно уточняется, что прежде нужно жить духовной жизнью, а потом уже свидетельствовать, что подмечено очень верно. «Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума».(Исаак Сирианин)                                       P.S. также заметка в тему: «О чём говорят христиане?»

Может православная молодёжь, не имеющуя за плечами семинарского образования  свидетельствовать о Христе? Каждый может сделать вывод сам. А ниже приведены святоотеческие мнения:


Святитель Иоанн Златоуст
Слово 6. "Об учении и наставлении" (читать полностью)-Наиболее развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
«Тот, кто ревностно занимается научением ближнего, не столько оказывает благодеяние последнему, сколько себе самому предуготовляет большую награду и приобретает двойную пользу, именно: и от Бога получает большее воздаяние, и сам, когда принимается учить брата, начинает вспоминать и постоянно освежать в памяти свои слова.» «Никто не может успеть в деле собственного спасения без спасения своего ближнего. Потому и Павел говорит: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:24), зная, что собственная выгода заключается в пользе ближнего.
«Итак, не будем равнодушно говорить: что согрешили? а постараемся скорее исправить их; и не на то будем смотреть, как много заблудившихся, а позаботимся о том, как их отвлечь от заблуждения. Если предохранение братьев от падения раньше самого греха немало содействует нашему спасению, то и проявление с нашей стороны большой заботливости о них после греха доставляет немалую похвалу.»
   "Итак, иудеям повелевается не оставлять без попечения бессловесных, принадлежащих врагам; а мы будем равнодушно смотреть, как ежедневно претыкаются души наших братьев? Не крайняя ли это жестокость и зверство с нашей стороны - не уделять даже такой заботливости людям, какую иудеи обнаруживали к бессловесным?
   "Когда нужно исправить брата, не отказывайся, хотя бы пришлось пожертвовать жизнью. Владыка наш умер за нас, а ты не хочешь и слова произнести во спасение брата? Какое ты будешь иметь прощение, какое представишь извинение? Как ты Дерзнешь предстать перед судилищем Христовым, если равнодушно взирал на гибель души... если видел брата своего, влекомого... диаволом к гибели, и не желал подать даже совета, чтобы отнять его у этого жестокого зверя?"…»
    «…Итак, когда ты увидишь кого-нибудь, нуждающегося в душевном или телесном врачевании, то не говори себе: почему такой-то или такой-то не позаботился о нем? или: я мирянин, у меня жена и дети; это дело священников, дело монахов. Скажи мне: если ты найдешь где-нибудь золотую монету, разве ты говоришь: почему такой-то или такой-то не поднял ее? Отнюдь нет; напротив, спешишь раньше других схватить ее. Так рассуждай и о павших братьях, и считай попечение о них как бы найденным сокровищем. «Изводящий, - говорится, - драгоценное из ничтожного... будет как Мои уста» (Иер.15:19). Что может сравниться с этим? То, чего не может произвести ни пост, ни спанье на земле, ни что другое, делается спасением брата…»
    «… Итак, вследствие того, что ты не можешь научить многих, не пренебрегай и немногими, и пожеланием великого не устраняй себя от малого. Если не можешь обратить сотни, позаботься о десятке; если десяти не можешь, не пренебрегай и пятерыми; если и пяти не можешь, не презирай и одного. Бог определяет венцы, сообразуясь не с числом исправленных, а с намерением исправляющих.»
  «Таким образом, хотя бы ты раздал бедным безмерное количество денег, ты не сделаешь ничего в такой мере великого, как обратив одну душу.»
«Если сегодня не убедишь, может быть, убедишь завтра; и если никогда не убедишь, сам ты все равно получишь совершенную награду. Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди.»
"Как ты предстанешь с дерзновением, скажи мне, пред судилищем Христовым, равнодушно взирая на гибель стольких душ?"
"Знаю, что многие с неудовольствием слушают наставления. Но какая польза от молчания? Пусть я буду молчать и не докучать вам словами; но таким молчанием невозможно избавить вас от наказания..."
- "Итак, для чего же приятные слова, когда они не только не содействуют делам, но еще и вредят? Какая польза увеселять словом и печалить делом, услаждать слух и подвергать наказанию душу? Потому-то и необходимо опечаливать в здешней жизни, чтобы не подвергнуться крайнему и невыносимому наказанию в жизни будущей."- "так, наоборот, если мы увещеваем, а они не внимают, все наказание постигнет их одних, а на нас не будет никакой вины; напротив, будет даже великая награда от Бога."
- "А что скрывать что-либо из божественных законов весьма опасно как для говорящего, так и для слушающих, и что наставники, когда они не сообщат без малодушия всех заповедей Божиих, судятся как виновные в убийстве, в свидетели и этого представлю вам опять Павла"
"Итак, когда ты видишь, что брат твой гибнет, не переставай увещевать его; и хотя бы он поносил тебя, хотя бы оскорблял, хотя бы грозил стать врагом твоим или чем бы то ни было другим угрожал, все переноси мужественно, чтобы достигнуть его спасения. Если он станет врагом тебе, то Бог будет тебе другом и вознаградит тебя в день последнего суда великими благами."


Святитель Игнатий Брянчанинов
НАСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ГОВОРИТЬ О РЕЛИГИИ (Из письма)
  Вы пишите: «Очень рада, что приказали мне не говорить ни с кем о религии и проч.» Неправда! Вот, что Вам было написано от слова и до слова: «В преподавание «советов» не надо бы Вам очень пускаться, а со смирением от них отказаться. Когда же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу и проч.»
     Говорить о религии и преподавать советы - великая разница: поймите! И последнее я Вам не воспретил, а только сказал, чтоб Вы делали это со страхом Божиим, с крайнею осторожностию и умеренностию. Не доложить бремя на ближнего - не беда; переложить - и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему не способным. Говорю Вам это с сердечными слезами, от зрения и испытания многих горьких опытов! А сохрани меня Боже посоветовать Вам, в нынешнее скудное время, скрывать от ближних то малое, но превосходящее сокровище всего мира, знание о Боге, которое получено Вами не без подвига и страдания, по особой милости Божией. Ныне много разнородного знания, лишь знание истины ушло от людей. - Прекрасная русская пословица: «Недосол на столе, а пересол на спине». Итак, не прогневайся, душа, за то, что в прошедшем письме моем твоей спинке досталось несколько ударов от жезла - слова. Это было за пересол!


Святитель Феофан Затворник.
Толкование на Мф.10:32
"Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, ЗАЯВИТЬ, ЧТО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ НУЖНО ВЕРОВАТЬ, ЧТОБЫ СПАСТИСЬ, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе.
   Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины - и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник"


Святитель Димитрий Ростовский.
«Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова»
Вопрос. Почему необходимо каждому читать и знать Божественное Писание и изложенную в нем историю, как и другие учительные и исторические книги?
Ответ. Ввиду трех причин: во-первых, для познания Бога; во-вторых, для управления самим собою и, в-третьих, для наставления…»
«…В-третьих, для наставления ближнего. Святой апостол Павел к Тимофею святому пишет, говоря: "Всяко Писание богодухновенно и полезно есть к научению, к обличению, к исправлению, к наказанию" (2Тим.3,16). Христианский человек по заповеди Божией должен любить ближнего своего как самого себя. Если же он должен любить его как самого себя, то должно для него искать и желать ему спасения так же, как и самому себе. Ибо всем известный признак истинной любви и заключается в том, чтобы более всего стремиться не телу оказывать благодеяния, но научить невежду, исправить согрешающего и заботиться о душе погибающего, дабы привести ко спасению. Не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу.
   Может быть, кто-либо скажет: достаточно мне смотреть за собою, а не за другими; достаточно для меня быть внимательным к своему спасению, а не заботиться еще и о спасении других...
   ...Еще может кто-либо сказать: я не учитель, не иерей, не духовник и не пастырь душ, а поэтому и не должно мне учить кого-либо. Такому человеку отвечает Феофилакт: "Не говори: я не учитель и не наставник и не должен других учить и наставлять в полезном; ты лжешь, ибо учителя не имеют возможности наставлять всех по одному в отдельности, но того хочет Бог, чтобы каждый наставлял и созидал другого". А в Ветхом Завете святой Давид, будучи царем, разве он не имел попечения о пользе ближних? "Научу, - говорит он, - беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся" (Пс. 50, 15). Тем более мы, сыны новой благодати, сие творить должны.
    Если же в том, чтобы учить друг друга и наставлять ко спасению, заключается долг христианина, то как кто-либо может научить другого, когда сам не будет искусным в Святом Писании и знающим древние деяния? Каким образом такой наставит другого на путь правый, когда он не знает и своего пути, куда он идет? На таком сбывается евангельская притча: "Слепец аще слепца поведет, оба в яму впадета" (Мф. 15,14).
    Ввиду этих указанных трех причин необходимо для всякого чтение и ведение Божественного Писания, а также и других полезных книг.


Прп.Ефрем Сирин.
Блаженства (В 55-ти главах. По славянскому переводу, часть I. Слово 28)
25. Блажен, кто в деле Господнем стал подобным мужественному воину: он возбуждает ленивых и ободряет малодушных на пути Господнем.
33. Блажен, кто назидает ближнего страхом Божиим и не обольстил души своей, ежечасно боясь железного жезла Великого Пастыря.
40. Блажен, кто стал прекрасной духовной мрежей (неводом) и многих уловил ко благому Владыке; он будет восхвален о Господе.
44. Блажен, кто просиял верой в Господа, как ясный светильник на высоком подсвечнике, и просветил души омраченные, которые последовали учению неверных и злочестивых.


Сщмч. Философ Орнатский
На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедывать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах.

Святой Иларий восходит к источнику такого слова: “Долг расширенного сердца - обильно изливать из себя словеса Божественного учения. Проповедникам истины должно при этом руководствоваться не примером только пророка, но и словом Господа, Который знающим ее заповедал проповедать ее всюду, воодушевляя их: не бойтеся”.
(свт.Феофан Затворник. Толкование на 118й псалом)

Святитель Игнатий Брянчанинов.(Поучение в Неделю Всех Святых, первую по Пятидесятнице)
"Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души, необходимо исповедание устами и словами. Недостаточно исповедание словом, необходимо исповедание делами и жизнью.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S.

Св. Папа Григорий                                                          (об уличной миссии и ее противниках)
Из Собеседований. Книга 1, глава 4.
 "Григорий. Подвиг, возлюбленный Петр, зависит от дара благодати, а не благодать от подвига, иначе и благодать не будет благодатию. Ибо всякому подвигу предшествует дар благодати, хотя после и дары благодати возрастают по той мере, как увеличиваются подвиги. Но если хочешь собрать истинные сведения о жизни этого угодника, обратись к достопочтенному епископу Реатинской Церкви, Альбину - он хорошо знал св. Эквиция; да есть много и других лиц, знавших его. И зачем тебе искать в нем еще большего подвига, когда знаешь, что в этом угоднике непорочная жизнь соединялась с ревностию о назидании других? Такою ревностию горел он о приобретении Господу душ, что, управляя несколькими монастырями, он в то же время ходил повсюду, по церквам, городам, деревням, даже по частным домам христиан и в сердцах своих слушателей возжигал любовь к отечеству небесному. Одежда на нем была весьма бедная и вид его был так скромен, что если бы случилось ему встретиться и поклониться незнакомому человеку, тот почел бы для себя низким ответить на его поклон. В некоторые места он отправлялся обыкновенно на коне, выбирая при этом самого плохого, какого только можно было найти в монастыре, коня, и вместо узды всегда употреблял недоуздок, вместо седла - овечью кожу. Куда бы он ни отправлялся, всюду брал с собой книги Св. Писания, полагал их в кожаные мешочки, висевшие у него с правой и левой стороны, чтобы, отверзая источники слова Божия, орошать пажити духовные. Молва об его проповедании достигла Рима, и тотчас из клира Римского епископа некоторые льстецы (которые обыкновенно сперва уловляют своим языком, а потом и губят душу слушающего) приступили к своему пастырю с жалобами. "Вот, - говорили они, - святейший отче, какой-то человек, лишенный всякого образования, незаконно присвоил себе право проповеди, неученый предвосхитил обязанность, принадлежащую собственно твоему святейшеству. Не угодно ли будет тебе послать за ним, привести сюда и внушить ему понятие о порядке церковном"

.P.S. 2 «Когда нужно начинать миссионерствовать?
 
В Священном Писании описывается один оглашенный, который был великолепным миссионером, - Аполлос. Он был наставлен в началах пути Господня и, будучи оглашенным, учил о Господе, даже не зная до конца учения, зная только крещение Иоанново. И что мы видим? Его поправили, но миссионерствовать не запретили. Если человек чувствует призвание в своем сердце возвестить Евангелие Царства, он должен делать это сразу же.
   Многие говорят, мол, я недостоин. Да никак ты не можешь быть достоин! Ты грешный человек с нечистыми устами, живешь среди людей с нечистыми устами, а твои глаза видят Господа. Как такое может быть? Ты не достоин, но ты призван. Так и надо сказать: «Я недостоин, но я иду, потому что Бог позвал меня, потому что мне жалко погибающих».
(Из книги иерея Даниила Сысоева "Инструкция для ловца человеков")

P/S 2

"Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, в этом "таинстве будущего века", если бы не стояла перед ним задача научить ближнего; если бы любом" не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотябы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется"

Архимандрит Софроний Сахаров. "Старец Силуан"

О чём говорят христиане, Свт.Иоанн Златоуст, Святоотеческое, Миссия, Разговоры, Уличная миссия

Previous post Next post
Up