May 14, 2013 16:48
Гермидий, Ейшу и другие вымышленные свидетели воскресения Христа
В последнее время в околоцерковной литературе все чаще мелькают «свидетельства очевидцев» воскресения Христа, таких, например, как грек Гермидий (Гормизий), которому приписано авторство некоей «Истории иудеев», а также сирийский врач Ейшу (Эйшу), служивший будто бы при Понтии Пилате. Мало того, утверждается, что «это только небольшая часть источников, где говорится, что Христос действительно воскрес. [О том же писали] Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон (Аммион) Александрийский, Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Тирский (Констанций Кирский) и другие. Это только те, кто жили во время Христа, причем находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его… Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких авторов, как Уриста Галилеянин (Урия Гамиянин), Ганон Месопотамский, Шербрум-отец, Фернан (Ферман) из Сарепты, Манания-врач, Навин Антиохий(ский), Маферкант (Миферкант)»[47].
Перечень этот является своего рода образцом историографической фальсификации. Указанных лиц, включая Гермидия и Ейшу, никогда не было в действительности; все они вымышлены. Напрасно искать упоминаний о них в трудах раннехристианских писателей, апологетов и учителей церкви, и даже в подробном византийском словаре Суда. Эти «свидетели» были изобретены в 60-80-х годах прошлого столетия и с тех пор кочуют по страницам псевдонаучных изданий в расчете на несведущего читателя. В 1993 г. подобные «изыскания» опубликовал «Русский вестник» (Нью-Йорк) в виде неизвестной дотоле статьи академика А. И. Белецкого (1884-1961); точнее даже - в виде его «докладной записки в ЦК КПУ[краины]», посвященной состоянию советской антирелигиозной пропаганды (?!). С тех пор все эти «открытия», как правило, связываются с именем А. И. Белецкого. Однако еще раньше такие же или почти такие псевдосвидетельства в виде новообретенных апокрифов распространялись в машинописной и самиздатовской литературе. Характерно, что в Европе эти документы не были известны до российских публикаций и появились в западной прессе со ссылкой на ту же «докладную записку» А. И. Белецкого. Таков, по-видимому, новейший российский «вклад» в нескончаемую череду фабрикаций на евангельскую тематику[48].
Появление подобных фальшивок стало возможным в условиях растущего спроса христиан на внебиблейские исторические свидетельства (желательно, письменные) воскресения Христа из мертвых (при том, что в науке еще не снята проблема историчности Иисуса Христа как такового). Конечно же, это оборотная сторона глубокого кризиса веры. Необычайная популярность псевдоисторических документов объясняется также отсутствием систематизированных источниковедческих работ по данной теме, доступных широкой общественности.
Несмотря на обилие имен вымышленных свидетелей воскресения Христа, непосредственные «свидетельства» влагаются в уста только двоих из них: Гермидия и Ейшу. При этом очевидно, что «свидетельства» эти целиком основаны на евангельском материале и во многом повторяют сочинения беллетристов XIX-XX вв., описывавших, следуя Евангелиям, воскресение Иисуса из мертвых. Мы решили познакомить читателя с указанными подделками (хотя, признаться, занятие это мало приятное), приведя их по одной из первых публикаций в книге А. В. Мартынова «Исповедимый путь» (М., 1989. С. 127-128):
Тринадцать свидетелей оставили описания воскресения Христа. Наиболее значимые из них - грек Гормизий, занимавший пост биографа правителей Иудеи, в том числе Понтийского Пилата, и уже упоминавшийся врач Ейшу...
«Приблизившись ко гробу, находясь шагах в полутораста от него, - пишет Гормизий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле у костра. Было очень тихо. Мы шли медленно, нас обогнала стража, шедшая сменить ту, которая находилась там с вечера. Вдруг стало очень светло. Мы не могли сразу понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сияющего облака. Оно опустилось над гробом и там, над землею, показался человек, как бы весь состоящий из света. Затем раздался удар грома, но не с небес, а на земле. От этого страшного грома находившаяся на месте стража в ужасе вскочила, а затем упала. В этот момент справа от нас по тропинке спускалась женщина. Она вдруг закричала: "Открылась! Открылась! Открылась!" В тот же миг нам стало ясно, что очень большой камень, лежавший на крышке гроба как бы сам собою поднялся, открыв гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет исчез и все стало таким, как обычно. Когда мы приблизились ко гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного в нем человека».
Ейшу по поручению Пилата с вечера накануне воскресения находился у гроба с пятью своими помощниками-сирийцами, всегда сопутствующими ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера помощники Ейшу легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим. «Мы все - врачи, стража и остальные, - пишет Ейшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами».
Христос Воскрес!,
История