СЕКРЕТ УСПЕХА ПРАВЕДНОГО ИОВА

Apr 13, 2013 01:03


.
Заканчивали изучать первую главу книги Иова. По ходу встречи возник ряд вопросов: «Кто же это за вестник, приходящий к Иову?», «Почему испытания чередовались природы явлениями и действиями с человеческим фактором?» В конце двухчасового обсуждения появился, казалось бы, совсем незначимый вопрос: «А почему Иов встал, он что сидел, и вообще есть ли в этом важность?»В конце встречи мы проверяли себя, сравнивая наши человеческие измышления с правильным и непререкаемым мнением свт.Иоанна Златоуста. И, как обычно, открылось многое и удивительное!Меня больше всего поразило спокойствие Иова, ведь слово о том, что Иов «встал» неспроста находится в стихе.
Изучаемый отрывок:

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
14 И [вот], приходит вестник к Иову и говорит:
15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
(Иов.1:12-22)

Казалось бы, всё понятно, Иов отличался непорочностью, богобоязненностью, справедливостью  и всё это помогло ему безропотно перетерпеть первые испытания врага рода человеческого. Тогда возникает вопрос о том, как эти качества появились у человека, находящегося не под Законом (Иов не был иудеем)?
 Толкование святителя Иоанна Златоуста раскрывает нам причины, помогшие Иову одолеть диавола. «Огонь Божий упал с неба. Услышал об этом Иов и опять перенес спокойно» (Свт.Иоанн Златоуст).  Откуда у праведного человека такое спокойствие? Очевидно, что Иов знал Бога (принося Ему жертвы за детей и, видимо, познавая Его и другим способами). Дальше мы видим удивительную вещь, раскрывающую секрет спокойствия праведного: «Если бы я один пользовался своим богатством, то мне следовало бы скорбеть; если же пользовались им и бедные, не мог Владыка пренебречь ими» (Свт.Иоанн Златоуст) Вот, оно, в чём дело! Человек знает кто такой Бог, и как Он поступает. Это знание о Всевышнем помогает верующему сохранять хладнокровие в скорбях и испытаниях.
«Я знаю, что то, что приносится Ему в жертву, он возвращает пятерицею» (Свт.Иоанн Златоуст)  Вот оно, настоящее доверие к Творцу. Иов знает, что Бог неизменяем, и это оставляет его спокойным. Говорит, по слову Златоуста «возращает», а не «возвращал», показывая уверенность в том, что Бог не отступит.
«Ведь не неправдой собрано мое имение? Не путем корыстолюбия приобрел я овец? Не был ли он согрет шерстью овец моих (Иов.31:20), от чрева матери моей я руководил вдову (Иов.31: 18). (Свт.Иоанн Златоуст)  В толковании притчи о домоуправителе   блж. Феофилакт пишет: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия… …Неправедным» называется то «богатство», которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя». Иову, как человеку щедро для ближних распоряжавшемуся богатствами было спокойно. С чистой совестью- то ведь перед Богом всегда спокойно. Взять, к примеру панику о «конце света». Одна из причин панки та, что совесть многим людям подсказывает, что ничего хорошего их после конца мира не ждёт. А у Иова с этм было всё в порядке.
«Знает Бог, что Он творит. Теперь Он взял мое имущество в качестве жертвы; возвратит мне его множицею за умножение добродетели» (Свт.Иоанн Златоуст) Иову, как человеку щедро для ближних распоряжавшемуся богатствами было спокойно. Видно ещё, как Иов ожидает от Бога награды, ведь «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Притч. 19, 17). Хотя сегодня часто приходится слышать, что награды от Бога ждать не нужно,  т.п. Но «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Матф.6:21)
     Для себя я сделал вывод (на объективность не претендую), что решающую роль в столь праведном поведении Иова сыграло знание. Знание о Боге. Сегодня часто приходится слышать о молодых православных,  что, мол  «обложились догматами, книжники, и т.п.». А вот пример ветхозаветного героя отчётливо показывает нам, насколько необходимо побного рода  знанияо. Зачем же нужны эти знания, и важны ли они для спасения? «Принятие догматов - общеобязательное, непременное условие спасения еще и потому, что от этого зависит нравственная жизнь людей». «Догматы - это богооткровенные вечные истины веры","В действительности догматы - это Божественные заповеди, Божественные правила новой жизни в Духе Святом: ведь своим нетленным светом они освещают верующему человеку весь путь из мрачной пещеры плоти в небесную лазурь Христовой вечности" (Прп.Иустин (Попович)
     Так же, святитель Феофилакт Болгарский говорит, что  несчастья - не помеха тем, кто познаёт Бога через Его Откровение: «Показывает путь, каким мы можем быть благодарны. Ибо если вселится в вас слово Христово, то есть Его учение, догматы, убеждения, которыми Он учил нас презирать настоящую жизнь и здешние блага, то мы не уступим никаким затруднениям, напротив, мужественно перенося все, будем благодарны за все, чтобы ни случилось с нами. Не просто сказал: да будет в вас, но: да вселяется и обильно. Если мы будем богаты в познании Писаний, то равнодушно перенесем все несчастия, подобно тому как и богач может перенести потерю в деньгах.» (Толкование на Кол.3:16 «Слово Христово да вселяется в вас обильно» ) Свт.Иоанн Златоуст добавлет: «От незнания Писания - всякое зло.»
      Как видно, Иов, слушал Бога Отца и Его Премудрость (Бог Сын). Ведь Премудрость устами Соломона сильно обличает равнодушие к знаниям о Ней: "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.(Прит.1:22,23) И в тоже время, Премудрость показывает, какие блага ждут слушающих Её: «слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла". Прит.1:33). Вот и рецепт, как сделать свою жизнь безопасной  спокойной. Хотелось бы его посоветовать тем, кто не щадя себя отстаивают Воронежскую область от  добычи никеля,  тем, кто прячется от ИНН и электронных карт…
  Успех Иова - невозмутимость в нападствиях, которые он мудро отразил. Вот и вывод, что без стремления к знаниям о Боге человек полностью бессилен перед  всячекого рода испытаниями.  Ведь даже Сам Господь показал нам как победить диавола. Достаточно вспомнить,  что отвечал Господь сатане, когда противник пытался искушать Его в пустыне…

Ответы на некоторые вопросы участников встречи:

Вопрос:
«Кто же это за вестник, пришедший к Иову: человек или ангел?»
Ответ:
Свт.Иоанн Златоуст:  «Смотри же далее, какой лук напрягает он против праведника, какие стрелы бросает в него. Вышел делатель зла (от Господа) и, прежде всего сам облекается в различные образы, сам является исполнителем своих злых замыслов, сам наносит удары и сам же возвещает о них. В самом деле, сказал, передает (Писание), диавол Иову…»

Вопрос:
«Почему испытания  чередовались явлениями природы и действиями с человеческим фактором?»
Ответ:
Свт.Иоанн Златоуст повествует о бессилии диавола:  «я сказал, что люди увели в плен его скот; он может сказать: с какой стати несправедливость людей я буду приписывать Богу? Одни обидели, а я буду хулить другого"? И вот, чтобы перевести мысль его от людей к Богу, и показать, что не люди вредят ему, но сам Бог против него, диавол возвещает ему уже иначе: огонь Божий упал с неба (Иов.1:16)»

Вопрос:
«Что значат слова, говорящие о том, что Иов встал?»
Ответ:
Свт.Иоанн Златоуст:  «Тогда Иов встал: так именно написано (Иов.1:20). Хорошо сказано: встал; он не пал под ударом, но восстал с силою благочестия. Встал и поклонился. За несчастья воздает благодарность поклонением. Побиваемый благословляет; поражаемый несчастьями благодарит.»

Вопрос:
«Зачем Иов остриг голову?»
Ответ:
Свт.Иоанн Златоуст:  «Теперь у нас многие в печали отпускают волосы, а он остриг их. Тот, кто удручен печалью, стремится к тому, чтобы изменить свой внешний вид против обыкновенного: где почитаются волосы, там знаком печали служит острижение их.»

Вопрос:
«Раздирание одежд - это сокрушение?»
Ответ:
Свт.Иоанн Златоуст:  «Разодрал верхнюю одежду свою. По-видимому, он предается печали, а на самом деле разоблачается для подвига добродетели. Он снимает с себя одежду, чтобы обнаженным борцом схватиться с противником и чтобы этою невероятною борьбою стяжать венец добродетели. Облекаясь в добродетель, он оставляет свою одежду.

P.S.
Еще некоторые мысли (на правильность их ни в коем слцчае не претендую) посетили в ходе встречи:
Иов получил четыре вести, первые три из которых говорили:  1) о заколении 2) о сожжении огнём 3) о поражении мечом
  Напоминает принесение ветхозаветной жертвы. Да и свт.Иоанн Златоуст пишет как бы от лица Иова: «Он взял мое имущество в качестве жертвы»



Библия, Иов, Библейскй кружок, Ветхий Завет, МОИ СТАТЬИ

Previous post Next post
Up