Cвятые отцы о Небесном патриотизме

Jan 10, 2013 23:04


Свт.Иоанн Златоуст:

«Впрочем, нам и теперь должно удаляться земного, потому что наше отечество не на земле, и теперь мы должны быть свободны от того, что здесь, ибо мы ещё странники»

Толкование на послание к Евреям ( 11:13 -16):
Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мipе и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, - подобно  тем блаженным ученикам, о которых (апостол) говорит: "…скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин" (Евр. 11:37,38). Они называли себя странниками, а Павел сказал о себе ещё нечто большее: он не только называл себя странником, но говорил, что он мёртв для мiра и мiр мёртв для него: "…для меня", - говорит он, - "мир распят, и я для мира" (Гал. 6:14). А мы ведём себя, как (здешние) граждане, и устрояем все дела свои в жизни так, как живые граждане. Чем праведники были для мiра, т.е. странниками и мёртвыми, то мы для неба; а чем были они для неба, т.е. живыми гражданами, то мы для мiра.

- “для чего ты гордишься отечеством, говорит Он, когда Я повелеваю тебе быть
странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин ?"

- " Кто здесь странник, тот там будет гражданином "

- "Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город - горе [прим. - на небесах]; а настоящее есть путь. " "Оскорбляющие нас совсем не знают, кто мы такие, то есть, что мы - граждане неба, записаны в горнем отечестве и принадлежим к лику херувимов"

Кто отлучился из своего дома и Отечества и живет на чужой стороне, тот там пришелец и странник, как россиянин, находящийся в Италии или в иной какой земле, там пришелец и странник. Так и христианин, от небесного Отечества удаленный и в многобедственном мире этом живущий, пришелец и странник. Об этом святой апостол с верными говорит: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). И святой Давид это исповедует: «Cтранник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс.38:13). И еще молится: «Пришлец аз есмъ на земли; не скрый от мене заповедей Твоих» (Пс.118:19). Странник, живя на чужой земле, все старание прилагает к тому, чтобы сделать и совершить то, ради чего прибыл на чужую землю. Так и христианин, словом Божиим позванный и святым Крещением обновленный к вечной жизни, старается, как бы не лишиться вечной жизни, которая здесь, в этом мире или приобретается, или губится. Странник в чужой земле с немалым опасением живет, потому что между незнакомыми людьми находится. Так и христианин, в этом мире живя, как на чужой земле, всего опасается и остерегается, то есть духов злобы, демонов, греха, прелести мира, злых и безбожных людей»

свт.ТИХОН ЗАДОНСКИЙ:

«Так и истинные христиане в этом мире, как на вавилонских реках, сидят и плачут, поминая горний Иерусалим - Отечество небесное, и к нему с воздыханием и плачем возводят свои очи, и желают прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище», - воздыхает Павел святой с верными (2 Кор.5:2). Для сыновей века сего, пристрастившихся к миру, мир - как отечество и рай, и потому не хотят от него отлучиться. Но сыновья царствия Божия, сердцем от мира отлучившиеся и всякие скорби в мире терпящие, желают к тому Отечеству прийти. Христианину истинному в этом мире жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест»
(26. Пришелец или странник)

«Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель - москвич, новгородский житель - новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог» (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей - Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу; улица города - чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его-Агнец» (Откр.21:18, 21, 23).»  (27.Гражданин)

свт.ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ:

- "Гордишься ты 6огатством, ВЕЛИЧАЕШЬСЯ ПРЕДКАМИ, ВОСХИЩАЕШЬСЯ ОТЕЧЕСТВОМ, красотою телесною, воздаваемыми от всех почестями? Внемли себе, что ты: смертен, что земля еси и в землю отъидеши"

- "Но имеешь ОТЕЧЕСТВОМ НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ."

-"Лучше же сказать, КАКАЯ НУЖДА ДОСКИВАТЬСЯ ЗЕМНЫХ ИХ ОТЕЧЕСТВ, когда о настоящем их граде (Небесный Иерусалим) можно домыслиться, каков он? " (Беседа о мучениках)

Святитель Григорий Богослов:

«У всех высоких, о человек! Одно отечество - горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее - это персть, а если на высшее - это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Посему всякий благороден, кто соблюл сие дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу; и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ - образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил себе или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы не играли названиями… И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство».
. Слово 33. Т. 1. ТСЛ. 1994. с. 488.

свт.ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
- “На небесах наше отечество, а здесь - гостиница; НЕ ЛЮБИ ЖЕ однодневной гостиницы, ибо перестанешь стремиться к Небесному Отечеству.”

- « не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; ОТЕЧЕСТВО МОЁ НЕ ЗДЕСЬ: тут я случайно, на время, странник.”»

-« ко всему здесь я должен относиться, как к чуждому мне, не касающемуся меня, держать себя так, как в гостинице»
-« странниками становимся, когда возродится в нас тяготение к небесному отечеству, и мы станем отчуждаться от всего здешнего»
национализм, согласно свт. Феофану Затворнику, - результат непреодоленных страстей:
"В книге «Начертание христианского нравоучения» святитель Феофан Затворник пишет: «Мера погашения страстей есть мера сроднения его (христианина) с человечеством и ангелами. Сначала напрягается он думать и чувствовать, что несть иудей, ни эллин, несть раб, ни свобод, ни мужеск пол, ни женск (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11), а наконец доходит до того, что подобно Макарию Великому желал бы все человечество обнять единым объятием и считать родным последнейшего на свете человека».

Cвт.Иннокентий Херсонесский

«Тьма в уме, злость в воле, горесть в сердце, нечистота в чувстве, бренность в теле, мертвость во всем существе, удаление от Небесного Отечества - вот наша доля всех и каждого: от Адама и до сего дня!
Не должно ли после сего ожидать, что и мы, подобно Израильтянам в Вавилоне, будем рыдать и плакать о своем потерянном Сионе? Что будем, по крайней мере, помнить всегда, где мы и что с нами; не будем прилепляться сердцем к стране чуждой и плену нашему, а ожидать с радостью того вожделенного часа, когда рукою Ангела смерти сложатся с нас все узы, и мы возвратимся туда, где нет ни печали, ни воздыхания?...»
«… Возьмем для сего в пример Израильтян и их поведение в Вавилоне. Несмотря на удаление от любезного Отечества, они духом и мыслию своею непрестанно были в Сионе и Иерусалиме. Да витает, как можно чаще, и наша мысль и наш дух не в селениях подобных нам грешников, а в светлых обителях Отца Небесного. Да соделается, как у Израильтян, и у нас всех началом и концом занятий и всякого веселия мысль о Иерусалиме Небесном, о том блаженном часе, когда мы, сбросив тяжелые узы плоти, должны будем возвратиться в свое Отечество…»

Слова в Великий пост
Слово 18
Слово первое в пяток недели 2-й Великого поста

Чувство патриотизма, столь сильно выраженное в настоящем поступке народа, препятствовало осуждать Его явно. Может быть, даже фарисеям не хотелось обнаружить публично свою неприязнь к Иисусу, Который, судя по происходившему, как они думали, мог легко сделаться их повелителем. Поэтому лицемеры сделали вид, который не знающему их истинного отношения к Иисусу мог казаться беспристрастным, даже дружелюбным. «Учитель! - заметили некоторые. - Может быть, стоило бы остановить и унять учеников», то есть хитрые лицемеры как бы хотели предупредить Иисуса, что подобные восклицания народа, называвшего Его Сыном Давидовым, могут быть опасны как для Него, так и для окружающих со стороны римского правительства (Лк.19:39-40).

Св.прав.ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ:

"Не забывай, христианин, что ты - по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви - гражданин неба и отечества небесного"

«и оживить любовь К НЕБУ - К ИСТИННОМУ ОТЕЧЕСТВУ, к душе - небесной гражданке»

«Лучшие на земле минуты - это те, в которые мы горняя мудрствуем, вообще, когда познаем или защищаем истину, эту небесную жительницу, гражданку. Тогда только мы истинно живем. Значит, существенные выгоды душевные требуют того, чтобы мы наичаще возносились превыше земли, гор, на небо - где истинная жизнь наша, истинное отечество наше, ему же не будет конца.»("Моя жизнь во Христе»)(Слово 835)

«3 Октября. Не скорби безутешно о злополучии отечества, о проигранных войнах (с Японией), о наступлении на нас Австрии, Германии, Англии, Финляндии, Польши (хоть это две суть части России), Италии, о потере военных кораблей, о громадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к отечеству нетленному, вечному, на Небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога. 3емное отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России».

СВ.МУЧ.ИУСТИН ФИЛОСОФ
"Христиане не отличаются от прочих людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов... и ведут жизнь, ничем не отличающуюся от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому-либо человеческому учению, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому привелось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы... Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна... Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане неба... Всего лишены, но всем изобилуют... Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане.
.Послание к Диогнет"

Свт.ИОСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ
«К Небесам душой взлетал, как к святой Отчизне»

Свт.ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ

«“…мы на земле странники, пришельцы и путешественники; дом и отечество наше - там, на небесах, в Царствии небесном…”

Свт.ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ:                                                                                                     «“…в настоящей жизни мы как бы на пути, которым продолжаем шествие к Отечеству. ..”
Блж.АВГУСТИН
-«Издали видим тебя, отечество наше, отечество безопасное. Приветствуем тебя с моря сего, воздыхаем о тебе в юдоли сей…»
Свт.ФЕФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ:-«Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.»
Прп.МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ
«Там, на небесех, наше отечество, туда все помышления наши да стремятся, к одной сей цели, как месту упокоения: мы должны идти, оставляя за собою все попадающееся на пути сем,»
Свт.ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
«Итак, никто не гордись благородием предков, зная, что все мы имеем после Бога одного праотца - Адама; наследие же наше - прах и пепел.»

Император НИКОЛАЙ// писал епископу Николаю Японскому в конце 1905 года: “…Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки
Прп.Серафим Саровский
«Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.»

Зигабен.
Толкование на 22 псалом

«Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у Никиты).»

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
Ин тропарь святых, глас 4:
Иерусалима Вышняго гражданы, / от земли нашея возсиявшия / и Богу во всяцем чину и всяким подвигом угодившия, / приидите, воспоим, вернии: / о всеблаженнии земли Российския заступницы, / молитеся ко Господу, / да помилует сию от гнева Своего, / исцеляя сокрушение ея, / и верныя люди Своя утешит.

Святоотеческое, уранополитизм

Previous post Next post
Up