Апостол Павел раскрывает ещё одно ухищрение диавола против доброделания христиан. Он просит филиппийцев, чтобы они делали всё 1) без ропота и 2) без смущения. В этих словах апостола - большая находка для христиан. Как толковал блаженный Феофилакт, диавол, когда не в состоянии бывает совершенно отклонить кого-либо от добра, приводит его или в отчаяние, или к тщеславию. А когда это у него не получается, он начинает сеять ропот и сомнение. Первые два маневра врага заметны, а вот третий и четвёртый разглядеть сложнее.
.
Ропот - это дурное состояние сердца. Как уточняет святитель Феофан Затворник слова апостола, "все исполняйте без роптаний и ворчаний (греческое стоит во множественном числе)". Можно делать великое доброе дело, но, сочетая его с ропотом на тех, кто препятствует (умышленно или незлонамеренно) совершению этого дела. К примеру, в деле христианской миссии есть противники, которые не объявляя о своей ненависти к Церкви явно, пытаются повредить делу благовестия, прикрываясь разными стандарнтыми "благочестивыми" фразами. А дело миссионера - не роптать на этих несчастных, а относиться к данному спокойно, зная, что сорвавшись на ропот и негодование можно нанести вред своей душе, проиграть эту партию диаволу. И тогда не получить от делаемого никакой пользы для собственной души. Ропщущий, пусть он и творит внешние дела, "станосится неблагодарным и злоречивым". И так получается, что участвуя в добром деле, он становится хуже, чем был. Кстати, ропот может рождаться и тогда, когда подводят те, кто участвует с тобой в данном деле.
.
Сомнение - это дурное состояния ума. "Под сомнением апостол разумеет колебания мыслей, например если бы, когда предлежит исполнить заповедь, стали говорить: да будет ли мне награда? да хорошо ли это?" - поясняет блаженный Феофилакт. Такие сомнения могут стать следствием ропота, а могут появиться из-за кажущегося отсутствия результата. Сомнение ищет отговорки для несовершения добродетели. Впадший в ропот дело делает, но с неудовольствием, а сомневающийся, ещё не начав, уже желает его оставить дело. "А зачем это вообще надо, меня же всё равно никто не слушает?". Вот, кстати, аргументы противников миссионерской деятельности рождаются и в том числе из-за впадения в вышеуказанные вражеские сети ропота и сомнений ( см. также "Ответ святителя Иоанна Златоуста на 14 аргументов противников миссионерской деятельности" -
https://clck.ru/EWFQR).
В чем ещё заключается вражеская уловка? Ответ даёт продолжение слов апостола: "...чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире" (Фил.2:15). Если окружающие увидят, как мы легко впадаем (от уязвления врагов миссионерской деятельности и любых других добрых дел) в ропот и сомнения то, мы, в принице, ничем не будем отличаться от строптивого и развращенного рода. А мы и должны быть неукоризненными, несмотря на сильные искушения и противоборства со стороны диавола и злых людей. Блаженный Феофилакт перефразиурет апотола: "Я знаю, что многие ведут борьбу против вас, вынуждая вас таким образом к ропоту; но в том-то и есть наивысшая похвала, если кто, и возбуждаемый другими, ничего такого не делает". Непробиваемость и невозмутимость христиан в те моменты, когда против них восстают - это прекрасное подтверждение того благовестия, которое они несут.
.
Ропот и сомнения в доброделании - тревожный звонок о том, что работающий Христу не разглядел вражеских маневров врага и попался на его уловку. Поэтому, по завету святого апостола Павла, всё нужно делать без ропота и сомнений..
В тему о добрых делах:
1.Семь мыслей о добрых делах -
https://vk.com/id71018587?w=wall71018587_2957/all 2. Настоящие дела - только с горящими светильниками -
https://vk.com/id71018587?w=wall71018587_2874/all 3. Один из критериев наличия добродетели -
https://vk.com/id71018587?w=wall71018587_2996/all 4. Отдать Господу всё -
https://vk.com/id71018587?w=wall71018587_2959/all 5. Не думать об итоге дела -
https://clck.ru/CP5ta