Apr 26, 2018 13:57
Апостол Фома промыслительно не был с апостолами в поздний воскресный вечер, когда им явился Воскресший Господь. Через неделю он уже сам созерцал Христа. Можно ли обвинить апостола в его неверии, когда он сказал апостолам "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25)?
.
Для объективности стоит вспомнить слова из 24-й главы Евангелия от Луки: "Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?" (Лк. 24:41). Апостолы, собранные вместе, даже лично увидев Христа не поверили! Они не поверили, когда до этого одна за другой ранним воскресным утром к ним приходили с благовестием жены-мироносицы. Они не поверили, когда с личным свидетельством вернулся сам апостол Петр! И тут, даже видя Самого Христа они "ещё не верили". А почему они не верили? Причина их неверия - радость: "они от радости еще не верили" (Лк. 24:41). И это вполне объяснимо. У одной моей знакомой врачи констатировали бесплодие, невозможность иметь детей. Когда после обращения к Богу она чудесным образом забеременела, то её близкие не могли в это поверить! И сама мать в таком положении не верит своему счастья от переполненности несказанной радостью. Многие, считая себя недостойными посещения Божиего, от радости не верят в то, что Господь явил им ту, или иную милость.
.
Так вот, если апостолы, наяву увидевшие Воскресшего, от радости не поверили, стоит ли упрекать апостола Фому, который мог положиться только на свидетельства? Церковь в стихирах Антипасхи называет неверие Фомы "добрым". Как пишет священномученик Онуфрий (Гагалюк), "Апостол Фома потому не верил, что весьма велика для него была эта радостная весть о воскресении Спасителя. Неужели это правда, что Спаситель воскрес?"
.
Какую же благодарность мы должны иметь к апостолу Фоме, который первый столь четко провозвестил Христа Богом? Доброе неверие апостола Фому родило исповедование, которого ещё никто так явно не произносил. Да, апостол Петр назвал Христа "Сыном Божиим", но, к примеру, "свидетелями Иеговы", ложно учащими о Христе, эта цитата используется часто. А вот слова апостола Фомы "Господь мой и Бог мой!" (Ин.20:28) они предпочитают не вспоминать. Как ярко выражается святитель Иоанн Златоуст, неверие Фомы стало матерью нашей веры.
.
Апостол видел Христа и услышал от Него: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20:29). Это применимо не только ко всем поколениям учеников апостолов, но, как мне кажется и вот ещё к чему. Мы читаем Евангелие и исполнение некоторых слов Христа, пророков и апостолов мы четко видим в своей жизни. А есть и такие слова, исполнения которых мы не видели. К примеру, слова Господа "И пойдут сии в муку вечную" (Мф.25:46). Мы вечных мук не видели, но, если мы поверим слову Христа без его исполнения на своем на личном опыте, то, мы - блаженны. Но, это, так, к слову.
.
Второй вид неверия - злочестивое. Это неверие обратно словам Христа "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5:8). Христа окончательно решили убить именно после воскресения Им Лазаря. Только вдуматься, насколько были помрачены сердца этих заговорщиков! Увидев дивное чудо Вернувшего жизнь, они вместо удивления и восхваления Господа хотят убить Его.
.
Чистые сердцем Бога узрели - Воскресший Господь явился более, нежели пятистам Своих последователей. Но почему Христос не явился Каиафе и другим ненавистиникам истины? Потому, что нечистые сердцем не узрят Бога. Раз их сердце и ум был помрачено после воскрешения Лазаря, то ничего не изменилось, если бы Господь и явился по Своем Воскресении и им. Наш Господь благ. Если бы была хоть малая польза для фарисеев, садукеев и книжников, то Воскресший явился бы им. Но, его непоявление перед ними - это, возможно, одно из самых ярких обличения их неверия. Это неверие - следствие помрачения сердца, но, не радости, обуревавшей святых апостолов.
.
Хочется похвалить святого апостола Фому вместе со святителем Иоанном Златоустом: "Держись, Фома, держись в этом добром неверии! Держись твердо, пока не утвердишься на камне веры; оставайся при таком своем желании, пока не увидишь желаемого! Я приветствую твою недоверчивость, как рассеивающую всякую недоверчивость; хвалю твою спорливость, родившуюся из преданности Христу и поражающую всю спорливость еретиков. Не верь, не верь еще и еще, чтобы я мог поверить тем тверже. Взыскуй Господа и требуй Его присутствия, чтобы, воспользовавшись твоими усилиями и настойчивостью, я мог обнять своего Искупителя".
Евангелие,
Библия,
Заметки