Mar 14, 2018 17:45
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими" (1Кор.3:1). Апостол обращается к коринфским христианам, которых, несмотря на обилие их даров, называет "плотскими". Как же это можно совместить: быть плотским и при этом обладать дарами свыше? Ответ на это недоумение дает блаженный Феофилакт:"Действительно, они были таковы, как и в начале сказано. Но можно и знамения творить и в то же время быть плотским, подобно тем людям, которые изгоняли бесов именем Христовым. Ибо знамения бывают для пользы других и потому часто совершаются и чрез недостойных".
.
Порой христианин осознает свою немощь в борьбе со страстями настолько, что руки в этой брани опускаются и он говорит: не получается вообще ничего изменить, есть ли вообще смысл мне сражаться, если за прошедшие годы ни на метр не продвинулся вперёд? Да, внешне кажется, что результата нет, но это и хорошо, так как правильную духовную жизнь должно неотлучно сопровождать недовольство собой. Осознание своей немощи и полной небоеспособности по отношению к силам обуревающих страстей - это один из видов несения креста, как считал свт.Феофан Затворник. Так что, в принципе, для человека не искоренившего гордость, вариантов не так много: или сокрушение о собственной слабости, или самоуспокоение от видения своих успехов. Иной путь - осознание двух вещей. Того, что всевозможные победы над поднимающимися страстями - это дело Божие, а не моё. И того, что награда дается Господом не за наличие даров (так, как это принадлежит Ему), а за старание и усилие. На этом и хотелось бы остановиться.
.
На примере коринфян мы видим, что само наличие великих даров не приближало их ко Христу. Это утешение для тех, кто не имеет каких-то талантов, которые заметны внешне. Ты не богослов, не епископ, не старец и не чудотворец? Расстраиваться нечем, так как приблизиться ко Христу (а это наша единственная цель) можно одинаково в любом ранге. Этому, кстати, косвенно посвящена 12-ая глава послания к коринфянам. Вспоминая притчу о талантах открывается следующее: награда дается не за наличие дара, а за труд. Да, одному было дано пять талантов, пять и вернулось, хотя, второму два, но и дается тоже с условием того, сколько принимающий может вместить. Один талант был дан нерадивому неспроста? Господь знал, что тот и его не преумножит, но и в тоже время, получив дар, он не мог сказать, что его обделили.
.
Смотря на притчу о талантах и на обращение апостола к коринфянам, как мне кажется, можно сказать следующее. Сами по себе таланты (дары) не приближают христианина ко Христу. Они суть средства, через труд над преумножением которых христианин получает право на достойное вознаграждение. Господь ни спросит с христианина за наличие/отсутствие даров, так как Он Сам их раздает. А вот за нерадение будет спрос. И, чтобы не услышать от Господа слова "лукавый раб и ленивый!", нужно трудиться и работать, а не ждать моментального избавление от страсти. Жестоко слово, но трудиться нужно до смерти и никак иначе. А получается или не получается - это другой вопрос, требующий отдельного рассмотрения. От христианина требуется ежедневный труд над собой, который включает в себя намерение встать после падения и идти дальше. Легко было бы идти, если бы все просто давалось (или просто хотя бы давалось). Но с этим "легко" невозможно стать подлинным воином, который непрестанно творит самое мужественное - поднимает голову после падений и идёт дальше. По мысли святителя Тихона Задонского, дорога наверх - не путь из побед, а дорога поражений. Мужество не в том, чтобы побеждать, а что держать удар и не сломаться, а идти дальше несмотря на раны, бессилие и отсутствие явной надежды на победу.
.
Преподобный Никодим Святогорец учил, что по гордости человек думает так: ну как же я мог упасть? А правильный ход мысли иной: что же я мог ожидать от себя, как не падения? Спотыкаясь и падая, можно услышать шепот врага: ну всё, куда тебе-то сражаться, успокойся. Этот же подлый голос можно услышать и при небольшой победе: смотри какой ты сильный, ты уже начинаешь побеждать свои страсти. И там и там - ловушка. Обход вражиих капканов да, я упал, да, я немощен и не могу ничего, но я буду сражаться ради Христовой любви. Пусть нет побед, одни поражения, но пока я жив, пока Господь подарил новый день, нужно снова стиснув зубы сражаться.
.
Непобедимый не тот, кто постоянное побеждает, а тот, кто падает, и израненный встает и воюет снова. И вот это и есть настоящая непобедимость! Когда воин три раз падает, но встает и идёт дальше! Он победит не тогда, когда получит венец, ибо это награда свыше. Он побеждает ежедневно, когда не имея воодушевления снова отправляется в бой. А от количества поражений его слава лишь увеличивается, так как само нахождение в строю слабого и немощного воина, который из-за уныния и трусости мог попросту сбежать, но остался - уже достойно похвалы и награды.
Апостол Павел,
Мои статьи,
Библия