Mar 13, 2018 16:48
13. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? 2 глава. 1. Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3. то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.
.
В этом отрывке апостол Павел благовествует о том, что Христос есть Сын Божий, что Он, вопреки ложным представлениям еретиков - не Ангел, но Сам Бог. Вечный Бог, Который сотворил время, землю и небеса, которые однажды погибнут и изменятся. Апостол обращается к евреям с внушением с благоговением внимать слова Христа. Ведь если то, что было возвещено через Ангелов (имеется ввиду - Закон Ветхого Завета) было должно быть исполнено, то, тем более слышанное от Того, Кто выше Ангелов, должно слушать и блюсти с гораздо большим вниманием. Как сказано в послании к Галатам, закон "преподан через Ангелов рукою посредника" (Гал.3:19).
.
Апостол пишет: "через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние", то есть не просто одно непослушание обернулось наказанием, а другое сошла с рук, нет, но всяко, как толкует блж. Феофилакт "ничто не осталось не наказанным". И если неисполненное слово, сказанное Богом через Ангелов, подверглось наказаниям, то, что же говорит о воздаянии за неисполенные повеления Владыки и Творца Ангелов? "То как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него".
.
Иногда приходится слышать следующее: вот Ветхий Завет был строгим, за смертные грехи побивали камнями, а в Новом - не так, здесь только любовь и снисхождение Божие. Но, если присмотреться - время Нового Завета гораздо более строгое по причине того, что новозаветным людям дана благодать. И чем больше дар, тем больше спрос. Если в Ветхом Завете прелюбодейцев побивали камнями, то в новозаветное время уже само разглядывание лица противоположного пола приравнено к прелюбодейству... Апостол показывает, что у Ветхого и у Нового Завета Один и Тот же Владыка. А на христианах лежит великая ответственность достижения высоты Новозаветной планки. Многие говорят, я соблюдаю 10 Заповедей, разве этого недостаточно? Нет. Господь говорит: "если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф.5:20). Не все, но многие фарисеи были исполнителями 10 заповедей. А сегодня бывает так, что называющийся христианинаом не может даже вспомнить эти 10 заповедей по порядку. Если мы ограничимся этим - мы оградим себя от смертных грехов, но, Царствие Божие все равно останется закрытым. Как поясняет эти сова Христа блж.Феофилакт, "вострепещи, человек, при мысли о том, сколько от нас требуется!".
.
"Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть". К отпадению (как толкует бжл. Феофилакт - к погибели) ведет невнимание к слышимому. Невнимание к слышимому. Внимательность есть тогда, когда слышимое слово является для человека максимально серьёзным вопросом, затрагивающим его. Когда он слышит слово, от которого зависит его будущее, он прислушивается максимально внимательно. Несёрьёзность - твердый шаг в сторону нерадения. К словам Христа нужно относиться, как к словам, от которых зависит моё будущее.
.
Отношусь ли я серьёзно к словам Христа? я слышу от Господа "горе смеющимся!", а выходя из храма начинаю балагурить и шутить... Я слышу глас Божий "не судите", но преспокойно выношу суд об окружающих меня. Я слышу от Христа "за каждое праздное слово дадите ответ", но я не хочу бороться с празднословием как к с лютым врагом. Почему? Да, потому, что я не отношусь к этому серьёзно. Вот, ветхозаветную Заповедь нарушить, да, это серьёзно, а тут всего лишь празнословие... Но апостол сегодня говорит, что если наказание пришло за преслушание сказанного в Ветхом Завете Ангелами, то тем более и мы не избежим наказания за преслушание повелений Самого Господа. А смогу ли я оправдаться тем, что я невнимательно слушал и читал, как будто бы эти слова относились бы не ко мне? Конечно, нет.
.
"Вознерадев о толиком спасении". Невнимательность есть нерадению о спасении. Как говорил Ефрем Сирин:"Нерадивый, если и слушает Писания, возвещающие о будущих наказаниях по смерти, то принимает сие без всякого чувства, как будто наказания назначены кому другому, а сам он не подлежит обвинению".
Всё предельно серьёзно. И "мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть". "Нерадение, начавшись чуть заметно, проникает все и ядом своим поражает не только волю, вселяя в нее отвращение от всякого труда и от всякого духовного делания и послушания, но ослепляет и ум, не давая ему узреть всю неразумность и лживость помышлений, на коих держится такое настроение воли, и не допуская его представить сознанию те здравые суждения, которые были бы сильны подвигнуть эту разленившуюся волю, сколько можно скорее и со всем усердием исполнить должное дело, не отлагая его до другого времени" (прп. Никодим Святогорец).
. Слова апостола предлагают нам проверить себя на внимательность, но восприимчивость слова Божия, в особенности новозаветного слова. Слова апостола Павла напоминают о той великой ответственности христианского звания, которое мы носим.
Апостол Павел,
Проповеди,
Библия,
Заметки