Feb 24, 2018 00:00
"Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах" (2Кор.6:4-5). Находясь в страшных искушения апостол являл себя никем иным, как истинным служителем Божиим, прославляя честь данного звания.
Как-то, общаясь с христианами из дальних епархий, услышал от них некоторое недовольство тем, что церковно- и священнослужителей расставляют по определенному расписанию и они должны быть на клиросе (или в алтаре) в зависимости не от собственного желания, а, от графика, не ими установленного. Они ссылались на какие-то слова митр. Антония Сурожского о том, что на Литургию надо приходить тогда, когда ты хочешь быть со Христом (примерно в такой форме они эти слова выразили). Что, когда ты приходишь на службу не по-своему желанию, а в назначенные кем-то дни, это приносит мало пользы, так ты не можешь искренно подготовиться к встрече с Богом... Честно сказать, мне эта проблема была отдаленна знакома. Как-то тоже хотелось выбрать какие-то определенные дни, в которые было бы удобнее побывать на клиросе. Но, постепенно, стало понятно следующее: если я не имею желания быть на богослужении в храме в те дни, когда мне скажут, значит, я просто не люблю Того, Кто зовёт меня в Свой дом и не желаю встречи с Ним. Ведь, это именно Он составляет расписание и график моего участия в богослужении. А вообще, для христианина не нормально не желать быть в храме ежедневно. Как говорил святитель Феофан Затворник, христианин должен быть в храме, по возможности, безвылазно.
.
Ну, а самое главное: служитель есть слуга. Мы стали служителями (-церковно и -священно) Божиими добровольно, никто нас не принуждал к этому насильно. Но разве может слуга быть недовольным, что хозяин устраивает трапезу в тот или иной день? Разве у него есть права спорить? Наш же Владыка Христос устраивает Свои трапезы да ещё и нас зовет на них - а мы ещё недовольны?!? Зачем нам называться служителями, если мы хотим быть не слугами, а распорядителями? Это касается почти любого церковного послушания. Становясь на путь служения мы как бы говорим: "Да, Господи, я хочу Тебе послужить. Что Ты скажешь через тех, кто стоит надо мной, то я и буду делать". Стоит только забыть это - начинаются какие-то недовольства своим положением и послушаниями. Но, "служение Богу заключается в непрестанном памятовании Бога и Его велений, в исполнении этих велений всем поведением своим видимым и невидимым" (свт. Игнатий Брянчанинов)
Нам кажется, что мы лучше знаем, где мы были бы полезней. Но Всеведующий Распорядитель лучше нас знает, где нам быть, и что будет полезней нам лично. Становясь на путь служения, христианин отдает себя Господу, вверяясь Его воле, совершающейся через вышестоящих лиц (епископов, настоятелей и др.) А все эти "вот если бы я был там...", "если бы я был тем-то..." - это ничто иное, как недоверие Христу. Любой ропот при послушании - это свидетельство об остутствии веры в том, что виновник данных обстоятельств моей жизни - Господь. Если я встал на путь служения, то я - слуга. Мое дело - получать указания и исполнять. Какой же я в таком случае служитель, если эта схема не вписывается в мою жизнь? Да, если мне дали какую-то творческую свободу, то в её рамках я могу что-то и придумать. А если нет, то нет. Безропотность и довольство немало украсит слугу. Повторюсь: священно- и церковно- служители добровольно встали на этой путь. Куда же подевалось желание служить Богу? Было ли оно? Если желание служить было предельно искренним - оно без труда пресечет помыслы недовольства своим положением.
.
Мы не только слуги, мы ещё и воины. А если воины будут недовольны своими полководцами, устройством лагеря и т.п.? Они, вместо боевого настроя будут сообщать сослуживцам недоверие к полководцам. А если в лагере будет такое настроение, о какой победе над врагом может идти речь?
Грустно и смешно: апостол безропотно жил "в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах", нося и прославляя честь служителя Божия. Мы же, увидев некоторую корректировку своих планов и желаний, вообще, порой, забываем, что мы - слуги Божии.
Нередко можно услышать: мы должны быть перед Богом не в рабском состоянии, и не в ранге наёмника, в чине сына. Мысль верная. Но, преподобный Дорофей и святитель Феофан учили, что на третью ступень нельзя прыгнуть сразу. Чтобы не стать рабом собственной прихоти, человеков и бесов, нужно научиться быть верным и безропотным рабом Божиим.
проблемы,
Библия,
Заметки