Feb 22, 2018 01:21
Страницы Священного Писания весьма богатыми разоблачениями страстных обличителей. Имеются в виду те, кто обличает ближнего не ради его исправления и спасения, а просто удовлетворяют свою страсть. Надо сказать, что принципы, свидетельствующие об истинных мотивах таковых обличителей, можно разглядеть в большинстве дискуссий иудеев со Христом. Один из наиболее ярких евангельских сюжетов, раскрывающий, как можно определить истинные намерения обличителей - это описание событий, когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии.
Почему это актуально? Потому, что сегодня внутри церковной ограды сплошь и рядом слышны голоса подобного рода "ревнителей", которые якобы по заповеди апостола, дерзают обличать священнослужителей (в том числе и епископов) в нарушениях церковных канонов и много ещё в чем. Цель книжников и фарисеев, представивших грешницу Христу, было уловить Господа в словах, дабы их обличение выглядело бы более-менее обоснованным. Но, тут они сами крупно прокололись. Да так, что даже спустя двадцать веков это не скрывается от глаз читателей Евангелия... Также крупно прокалываются у современные "ревностные обличители". Но, обратимся к упомянутому эпизоду.
.
1) Когда обличители - противники закона:
Книжники ссылались на Закон, а он гласил: "Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка" (Лев. 20:10). Здесь нет уточнения, какой смерти должно предать прелюбодеев. Поскольку, по словам книжников и фарисеев, согрешившую женщину должно было побивать камнями, напрашивается вывод, что это была девушка, имеющая обстоятельства греха, описываемые во Второзаконии: "Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя" (Втор. 22:23-24).
Следовательно, что должны были сделать ревнители Моисеевых постановлений? Первое - найти мужчину, с которым был грех, второе - привести их к воротам города, третье - там побить камнями. Если я не ошибаюсь, должны были быть и свидетели, видевшие это прелюбодеяние. Но где исполнение всего этого? Даже близко этого нет.
.
2) Закон как повод для хитросплетений:
Желание спасения обличаемого рождает простоту в словах и в отношении к нему. Желание же уязвить рождает хитросплетения. Книжникам и фарисеям казалось, что они, выражаясь шахматным термином, поставили Христу "мат". У Господа, на их взгляд, было два варианта действий: 1) защитить виновную женщину (они на это надеялись, зная его милосердие к грешникам), 2) выразить согласие на её побиение камнями (это их тоже устраивало). В первом случае у них был бы повод прелюдно выставить Христа противником закона Моисея. Второй вариант развития событий их тоже устраивал, так как, насколько известно, римские власти запретили еврейским судам выносить смертные приговоры (исключение - вина против храма). И, тогда бы у этих обличителей была бы возможность нажаловаться римлянам на Христа за прелюдное выступление против римских законов. Фарисеи и книжники сказали "шах", произнеся фразу "что Ты скажешь?", после которой во дворе храма наступила тишина.
.
3) Тайные грехи псевдоревностных обличителей будут явными:
"Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин.8:6-7).
Святитель Николай Сербский толковал, что именно Господь писал на земле: "М(ешулам) похитил церковные драгоценности - писал перст Господень на пыли; А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Ш(алум) ложно поклялся; Е(лед) ударил своего отца; А(марих) присвоил имущество вдовы; М(еррари) совершил содомский грех; И(оел) покланялся идолам. И так подряд писал на пыли страшный перст Праведного Судии. А те, к кому это относилось, наклонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. От страха они дрожали. Они не смели посмотреть в глаза один другому...". Вскрывшаяся правда о их собственных грехах сильно ударила обличителей. Они сами начали нечистую игру, сами и получили мат.
Эти три ярких евангельских момента раскрывают многое. И то, какие мотивы имеют "ревностные обличители", и то, как они сами относятся к законам (канонам). И то, что их собственные грехи могут быть скрыты. Современных псевдоревностных обличителей обнаруживает следующее: 1) нарушение принципов обличения (сначала обличить лично, потом с кем-то, потом сказать епископу и так далее); 2) отсутствие боли за обличаемых (книжники привели грешницу, нисколько не плача о ней самой); 3) собственное нарушение канонов (стоит только спросить разного рода "ревнителей", за каждой ли Литургией они причащаются, сразу же обнаружится, как они сами нарушают апостольское правило).
В данном случае речь идет о том, когда обличители пытаются улучить священнослужителя в нарушении нравственных канонов (а не догматических ошибках, это другой вопрос). Так вот, те, кто когда-нибудь честно пытался соблюсти все нравственные правила свода Канонов Православной Церкви, тот вряд ли заикнется обличать другого в нарушении этих правил. Это как в послании Галатам говорится, что никто не мог соблюсти все предписания закона Моисеева: "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона".(Гал.3:10). Преподобный Ефрем Сирин толкует: "так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закон". Блаженный Феофилакт: "закон есть виновник греха и проклятия, потому что никто не может исполнить написанного в законе, а не исполняющий - проклят". Фарисеи и книжники не раз прокалывались в том, что не исполняли закон Моисеев. Кто пытался все исполнять - тот знает, насколько это сложно. А кто знает только десяток правил, то может размахивать ими, пока не вскроются его собственные отступления.
.
И ещё. Сверхважный вопрос для современных ревнителей. Почему Христос писал именно на земле (т.е. на пыли)? Ответ от святителя Николая Сербского: "Другая причина, почему Господь писал на пыли, еще большая и чудесная. То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желал, чтобы их грехи разглашались всем и каждому. Если бы Он этого хотел, Он бы их объявил перед всем народом и, обвинив их, довел бы их до побиения камнями, согласно закону". Господь знает, что вскрытие грехов учителей народа подорвало бы веру народа, поэтому он не называет вслух беззакония книжников и фарисеев...
Называть себя "православным", снимая ролики против Патриарха и высасывать из пальца какой-нибудь запах компромата на епископов никогда не будет делать тот, кто является истинным учеником Господа нашего Иисуса Христа.
Евангелие,
Библия,
Апологетика,
МОИ СТАТЬИ