Добрая безрассудность (из сегодняшней проповеди)

Dec 10, 2017 15:06


Сегодня Церковь празднует память великомученика Иакова Персианина (+421 г.). Семья будущего страдальца за имя Христово была знатной и богатой, но отличалась благочестием. Своих детей Иаков вместе с супругой воспитывал в христианском духе. Сам Иаков имел высокий пост при персидском царе. Но вот, однажды, в военном походе Иаков, как повествует житие, "прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам". Его супругой и мать, узнав о его отречении от истинного Бога, написали ему письмо с увещеванием покаяться. Прочитав послание, Иаков раскаялся и стал умолять Христа о прощении. Царю донесли о том, что его подчинённый молится Господу. Иаков мужественно исповедывал на допросе перед царем веру во Иисуса Христа, после чего был подвергнут лютым истязаниям. Ему поочередно отрезали пальцы на руках и ногах, после чего отрезали руки и ноги. Поэтому, Церковь зовет Иаков "Рассеченным". В страданиях мученик благодарил Бога. Его очищенная мученической кровью душа отправилась ко Христу, когда Иакову было отсечена голова.
.
Житие святого Иакова удивительно не только тем, что будущий великомученик сначала отрекся от Христа, но и тем, что он был вразумлен письмом от своих близких. Ведь есть множество примеров, когда отречение христианина заканчивалось отнюдь не покаянием. А здесь - напоминание о том, что даже после и такого страшного греха человек может стать святым.
.
Времена ненависти диавола к человеческому роду не прошли. И в пятом веке диавол через уста прельщенных язычников просил христиан отречься от Господа, и сегодня он же пытается склонить христиан к отречению. Но, чаще всего, он не предлагает напрямую отречься от Христа. Чтобы склонить человека к отречению от Господа, диавол сначала предлагает человеку отречься от доверия Христу. От доверия Его словам. От веры отречься непросто - в само существование Христа верят не только христиане. Но отличительная черта истинных сыновей Божиих - это доверие словам Господа. Что нам показывает человеческий опыт? То, что человеку не очень-то хочется пребывать рядом с тем, кто вызывает в нём мало доверия. Хитрый диавол знает об этом, поэтому одна из его задач - подорвать доверие верующего ко Христу.
.
И предложения лукавого нам сильно знакомы: "У тебя сейчас нет времени на чтение слова Божиего, надо быстрей выполнить все дела", а ведь Дух Святой устами Давида сказал противоположное: поучающийся в Законе Господнем день и ночью "во всем, что он ни делает, успеет" (Пс.1:3). Вражии помыслы не хулят напрямую Бога, они не всегда хулят его слова, но в своём большинстве подбивают к элементарному недоверию: "Ну как это? Значит, если я сейчас отложу все свои дела, пойду молиться и читать Библию, то все успею?".
.
Или же, следующий пример - соблюдение Четвертой Заповеди - посвящение воскресного дня Богу. Сколько сотен считающих себя христианами, говорят: "Да, я понимаю, что это Заповедь, но у меня неотложные дела - единственный не рабочий день, надо все успеть сделать по дому, на огороде и так далее". Не доверяя Богу, и не исполняя Его Заповедь, они теряют Его благословение и обрастают проблемами, которые вводят их в депрессию и уныние. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, "Тот, кто, не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это". Если человек в воскресный день имеет здоровье и возможность идти на богослужение, но не делает этого по причине "наличия неких дел", значит, он не имеет доверия к Богу, а значит, и почувствовать близость Христа ему будет невероятно сложно. Неотступно посвящающие Богу воскресный день (и соблюдающие и другие Заповеди), который они встречают в храме, тоже имеют проблемы, но отношение к ним у них иное. "Если мы полностью доверяемся Богу, милосердный Господь наблюдает за нами и заботится о нас. Как хороший распорядитель Он посылает всем нам все потребное. Он обращает внимание даже на наши мелкие материальные нужды, и чтобы мы увидели Его попечение о нас, действие Его промысла, Он подает нам именно столько, сколько необходимо" (преподобный Паисий Святогорец).
.
А что будет, если сегодня, завтра и послезавтра христианин согласился с помыслами и вместо доверия Богу поверит своим мыслям? Это, однозначно войдёт в привычку и укоренится в нём."Неверный в малом неверен и во многом" (Лк.16:10). Зная эти слова Господа, диавол пытается из разных мелочей закалить в человеке привычку выбирать не то, что угодно Христу. Ежедневно христианин стоит перед выбором: или отречься от своей воли, логики, похоти или отречься от доверия словам Господа. Все начинается с мелочей, а приходит к тому, что человек, слыша призыв Христа "не думай о завтрашнем дне" не может довериться этому наставлению. Он слышит слова "и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф.5:40) и возмущается: "Как это так? Мне что, теперь раздетым ходить?". Слова «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:32) становятся для такового чем-то далеким и трудно исполнимым.
.
В чем заключается доверие словам Господа? В том, что человек как бы отказывается от своей логики, от своих измышлений. Он обращается к Господу: "То, что Ты говоришь, Господи, для меня невероятно, но, поступлю по слову Твоему". И когда человек, жертвуя своим умозаключениями и мирской логикой, в какой-то степени, безрассудно доверяется словам и повелениям Бога - он попадает под Его могущественный покров. Для этого, конечно, нужно стараться учиться у детей, умеющих доверять без всяких прагматических рассуждений. "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18:3) - говорит Господь.
.
Библейским эталоном доверия Богу может считаться наш праотец Авраам. Однажды Бог повелел ему идти в незнакомую землю и он Его безоговорочно послушался. Он продолжал проявлять доверие Господу и дальше, поэтому укоренился в этой добродетели. И когда услышал самое страшное - повеление принести в жертву своего сына, то и здесь не поколебался. А если бы он начал рассуждать по общечеловеческим понятиям, то, тогда перед нашими глазами могло и не быть столь великого подвига доверия Божиему повелениию. Доверие укореняется в человеке через его опыт. Он один раз отказался от своей логики, и Господь ему явным образом показал верность Своих слов, потом второй раз, потом третий... В пятидесятый раз доверять Христу и вовсе не страшно, так как предыдущие 49 раз Господь доказал истинность своих словам.
.
Святые показали нам, что Господь явным образом входит в жизнь тех христиан, которые Ему доверяют. И когда человек привык ежедневно доверять словам Христа, сокрушая в своём уме мирскую логику, отлагая в сторону свой ум и включая добрую безрассудность, тогда в его жизни начинает явным образом начинает действовать Бог. Жизнь наполняется присутствием Божием и такого человека сложно склонить к отречению от Христа, ведь он постоянно с Ним и знает, чего стоит лишиться самого главного.
.
В тему: ЧУДО, КОТОРОЕ ТЫ МОЖЕШЬ ПРОВЕРИТЬ

Проповеди, Заметки

Previous post Next post
Up