Многие задаются вопросом: почему мои родственники или друзья, несмотря на мои усилия никак не хотят жить по-христиански? Что им мешает... На воскресной беседе изучали II-й отдел книги святителя Феофана Затворника "Путь ко спасению". Там можно найти очень ценные мысли святителя по данному вопросу, правда, их изложение не совсем простое для восприятия. Поэтому, решил сделать небольшой тезисный конспект с образной схемой, так как учение святитель весьма актуально и содержательно.
Многие задаются вопросом: почему мои родственники или друзья, несмотря на мои усилия никак не хотят жить по-христиански? Что им мешает... На воскресной беседе изучали II-й отдел книги святителя Феофана Затворника "Путь ко спасению". Там можно найти очень ценные мысли святителя по данному вопросу, правда, их изложение не совсем простое для восприятия. Поэтому, решил сделать небольшой тезисный конспект с образной схемой, так как учение святитель весьма актуально и содержательно.
.
Что есть истинное покаяние
Человеку (крещеному или некрещеному), живущему вне церковной жизни, непросто прийти к Богу, так как его дух связан трёмя узами: самоугождения, мiра и диавола. Настоящее покаяние происходит не тогда, когда родственники побудили такого человека прийти в храм, поисповедываться и причаститься, а тогда, когда происходит "перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу, или возгнетение огня ревности об исключительном богоугождении, с отвержением себя и всего другого". Истинное покаяние заключается в противлении греху и ненависти к нему. Истинное покание происходит не само по себе, но "изменение грешника производит благодать, однако ж не без свободного желания". Как пишет святитель, "изменение на лучшее, обращение к Богу как будто должо быть мгноенным или минутным, как это и бывает. Но приготовительно оно проходит несколько оборотов...". Святой Феофан справнивает грешника со спящим человеком. И, что интересно заметить, отличительная черта живущих без Христа даже не в наличии каких-то смертных грехов, а в "отсутствии этой воодушевленной, самоотверженнй ревности о богоугождении, с решительным отвращением ко всему греховному". Хотя, такие люди внешне могут вести жизнь "исправную и безукоризненную".
.
Причины нежелания идти к Богу
"Отвратившись от Бога, человек останавливается на себе и себя поставляет главною целью всей своей жизни и деятельности". Если человек получал от Бога полноту, то, опустев, он пытается заполнить внутреннюю пустоту. Он пытается утолить эту жажду в разных предметах. И в итоге - он пребывает вне себя, в вещах, изобретенных суетою. Характерная черта греховной жизни - многопопечительность. Пустота ума рождает любопытство и многознание, пустота сердца (лишившегося наслаждения Богом) - жажду удовольствий. В итоге, дух человека связывается ремнём самоугождения, узами мiра сего (питающего своим духом). А поверх их - ремень действий диавола, который "чрез плоть и вещественность, с которыми смесилась душа по падении, имеет он к ней свободный доступ".
И тут открывается самое интересное: забота сатаны, чтобы сознание человека было занято чем угодно, только не Богом. "Здесь не только страсти плотские и душевные, но и вещи благовидные, как, например, ученость, художественность, житейскость - могут служить узами, которыми держит сатана ослепленных грешников в своей власти, не давая им опомниться" (!!!). И внешние делания являются опорой уз, связывающих человека. Если мы перефразируем и назовём узы "ремнями", то данные заботы человека можно сравнить с застёжкой ремня.
Можно привести пример: человек углубляется в какой-либо деятельности, например, в изучении истории. А диавол-то видит, что через это человек самоутверждается, данное занятие занимает его время, которое он мог бы потратить на занятия духовные. И выгода диавола в том, чтобы такой человек все больше и больше углублялся в своем деле, отдавая ему всего себя. Так человеку будет гораздо сложнее вырваться из уз самоугодия, ведь он много чего достиг и надо развиваться дальше. А ещё и узы мiра тешат славолюбие и увлекают суетой. Мир говорит: этот человек прекрасный ученый, он полностью отдал себя науке! В итоге, дух крепко-накрепко связывается тремя узами и чтобы ему вырваться из них обязательно нужно внешнее вмешательство.
.
Действие благодати
"Божественная возбуждающая благодать обыкновенно разоряет опоры, на которых почивает самоугодливая самость". Как мы говорили, опоры можно сравнить с застёжкой ремня. Благодать разрывает её. Как показано выше, человек связывается не только делами греховными (похотливостью, празднолюбием, развлечениями), но и житейскими, художественными, учеными и так далее. Благодать действует так: связанных плотоугодием ввергает в болезни; прельщенных своей красотой лишает красоты; высокоумных посрамляет как малосведущих; упокоевающихся властью подвергает рабству и унижению". В итоге, застёжка ремня самоугодия разрывается и благодать "ослабляет узы и дает возможность приподнять главу умученному и истомленному духу" (СМ. СХЕМУ).
Поэтому, множество потрясений в жизни людей - это не богооставленность, а, наоборот, вмешательство в жизнь. "Повороты жизни, которые, потому что они бывают всегда нечаянны, действуют поразительно и спасительно. Сильнее всего в этом отношении действует чувство опасности за жизнь". Кстати, милостью Божией, это мы все недавно увидели в покаянии известного сатирика, бывшего хулителем Церкви.
Далее святитель показывает, как благодать ослабляет узы мiра и диавола (на этом не буду подробно останавливаться).
.
Слово Божие, проповедь
И так, благодать вмешивается в жизнь человека и помогает ему освободиться от уз, но это ещё не всё. Святитель Феофан говорит, что этого для обращения человека не вполне достаточно, ведь после освобождения от уз дух надо знать, куда направляться: "Вот пути и способы, коими воздействует Божия благодать на дух человека, исторгает его из уз несвойственной ему жизни и лицом к лицу показывает другую, лучшую, ту, в которой его радость и покой. (...) Они немы: ко всем им должен быть приложен еще способ дополнительный и совершительный. Это слово, или проповедь. Слово Божие, в разных его видах, действительно и сопровождает все показанные способы, поясняя их и указывая последнюю их цель". Причем, святитель Феофан делает акцент на устной проповеди: "Потому и поставлено у Господа Промыслителя законом: «всем всюду проповедывать, да покаются» (ср.: Деян. 17, 30). Вера от слуха, следовательно, «глаголом Божиим» (Рим. 10, 17) (...) Надобно им сознать сие и не молчать не только в храмах, но и в домах, всяким случаем пользуясь - то изобразить в слове мир Божий, то раскрыть обольщения нашего духа призраками душевно-телесности".
Поэтому, беды для обращения человека к Богу недостаточно - услышанное слово Божие должно подсказать дорогу ко Христу. И это слово может быть услышано даже ранее, чем благодать разорвёт ремни, стягивающие дух.
Святитель Феофан Затворник. "Путь ко спасению" II отдел:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-sp..
В тему:
«Увидеть Христа»