Можно много говорить о христианской жизни, но один из самых верных показателей правильного устроения - это реакция на всякую несправедливость по отношению к своей персоне. Легко на словах выставлять себя хуже других, но сложнее на деле честно поверить в это. Господь часто посылает людей, напоминающих о том, где наше настоящее место. Но, вместо того, чтобы принять их слова со смирением и благодарностью, мы начинаем отстаивать свои права, мол, мы ведь, "стараемся для пользы общего дела". А вот старец Иосиф Исихаст предлагает совет, который для многих может показаться абсурдным: "Никогда не пытайся доказать свою правоту, ибо тогда-то ты и будешь не прав". Мысль старца может вызвать опасения того, что если человек пытался что-то делать для Бога, то, признав свою неправоту, он якобы сойдет с верного пути (исключение - когда вопрос касается догматов веры). Но, если оскорбленный действительно делал ради Христа то, за что подвергся поношению, то Сам Господь за него непременно вступится (см. Рим.12:19). Доверие Господу проявляется именно в этом, а не в том, когда христианин начинает обижаться, ныть и пытаться самостоятельно оправдать самого себя.
.
Не согрешив, кайся
Далее святой Иосиф говорит ещё более странную для многих вещь: "Без многих оправданий говори: "Простите" - и, не согрешив, кайся, что согрешил". Кто-то из святых писал, что если нас оскорбили, то, значит, есть за что. И, вспоминая то, как мы относились к обидевшему нас, нам может открыться то, что данные оскорбления мы вполне заслужили. А, если к самому оскорбившему нас мы относились хорошо, то, значит это возвращается нам за нерадивое отношение к другому ближнему. Если тщательно проанализировать свои мысли и слова по отношении к ближним, то, мало кто не обнаружит того, в чем можно покаяться. И старец Иосиф и подобные ему подвижники считали правильным поверить в то, что ты не прав (опять-таки же, если вопрос не касается догматов веры), зная на собственном опыте, что в таком случае Господь даёт обильный сердечный мир и благодать. Именно к этому стремился сам Иосиф Исихаст, поэтому слышание оскорблений или клеветы было для него прекрасной основой для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Искушение что-то потерять (правоту, свое положение или статус) несравнимо с теми дарами, которые можно получить, отрешившись от своей воли и разума.
.
Что есть мужество
Отстаивание своих прав - это удел не мужественных, а слабых. Мужество - это победа не над обидчиком, а над самим собой. Как учил святитель Амвросий Медиоланский, "с полным правом об истинном мужестве говорится, когда человек побеждает самого себя, сдерживая гнев...". Истинное мужество - понуждение своего сердца к отсечения самолюбия. Истинное мужество - понуждение ума к отказу от мирской логики "я прав, поэтому, не уступлю". "Тот, кто сразу отвечает на несправедливость, показывает себя стоящим этого поношения, хотя и желая представить, что не заслуживает его. Поэтому более велик тот, кто презирает обиду, чем тот, кто страдает от неё" - писал святитель Амвросий. Достоин поношений тот, кто не прав. А кто же прав? По мнению старца Иосифа, "[подлинная] правота - это мужественно претерпеть приходящее искушение, чтобы выйти победителем, виноват ты или не виноват". "Возвращаясь к вопросу о мужестве замечу, что истинное святое мужество всегде соединено с чувством глубокого смирения" (преподобный Никон Оптинский)
Старец Иоанн Крестьянкин говорил, что для современного человека слово «прости» стало как стопудовая гиря. Но, кто может поднять её, как не по-настоящему сильный духом атлет Христов?
.
Готовность
Принять эту благородную логику святых в сам момент искушения довольно сложно. Неожиданность может застать врасплох. Поэтому, мне кажется, что христианин должен быть готов умом, чтобы уже сегодня достойно встретить оскорбления в свой адрес. Встретить с мужеством, с благодарностью. Ведь оскорбления в наш адрес посылаются для нашей же пользы: "Если же ты говоришь": "Но почему?" - то борешься с Богом, посылающим горести из-за твоего страстного состояния" - говорит старец Иосиф. Поэтому, нужно даже радоваться тому, что Господь нас не оставляет и посещает, ведь "только поношения и оскорбления приносят духовную пользу человеку, ибо от них рождает смирение. Человек приобретает венцы. Терпя, подавляет гордость, тщеславие. Поэтому, когда тебя оскорбляют: "Гордец, лицемер, нетерпеливый!" и подобное тому, - время терпеть. А если заговоришь, то проиграл" - писал великий исихаст.
.
В тему:
"
Ещё одна возможность быть сопричастным Христу"