"Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе" (Гал.6:4). Апостол Павел наставляет галатов и нас испытывать свои дела. Каким образом совершается это испытание? Блаженный Феофилакт пишет, что нужно тщательно посмотреть, не было ли дело сделано с тщеславием или лицемерием. Но, конечно же, и это ещё не все. Если посмотреть на свои делать через призму святоотеческого учения, то, можно ужаснуться и открыть для себя, что те дела, которые мы считали добрыми и важными, по сути ничего из себя не представляют.
.
Читаешь преподобного Серафима Саровского, и оказывается, что все, совершенное не во славу Христа, не имеет пользы для души ни в этом, ни в будущем веке. Открываешь преподобного Никодима Святогорца, и, оказывается, что если я искал в делах, совершаемых ради Христа, собственное утешение, то, эти дела посвящены уже никак не Христу... Знакомишься с уроками преподобного Паисия Святогорца и оказывается, что дела, совершенные без жертвенности, не являются по- настоящему добрыми. В результате всего этого остаётся только сокрушиться и сказать: "а ведь у меня, по сути нет ни одного по- настоящему доброго дела".
.
Заповеданное апостолом тщательное испытание своих дел подводит к принятию других, также адресованных галатам, слов "ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал.2:16). Ведь, осознав, что за мною нет никаких добрых дел, мне остаётся в своём спасении надеяться только на милость Христа. Увидев у себя отсутствие подлинно добрых дел, христианин иначе воспринимает слова "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал.2:16). Обнажив, через слова святых отцов, свою душу и мысли, верующий приходит к осознанию своей ничтожности и неспособности что-то самостоятельно сделать. И ведь, святые, плодоносившие делами, если уж и видели за собой что-то доброе, то, приписывали это не себе, но Богу. Как говорил преподобный Макарий Египетский, "душа истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасыщаемому стремлению своему к Господу, думает о себе, будто бы ничего еще не сделала..." Не самоуспокоение от трудов, а тщательное испытание собственных дел приводит ум христианина к такому расположению, какое имели святые.
.
И, если по немощи галатов, апостол допускает, что они хотя бы перед другими прекратили хвалиться ("и тогда будет иметь похвалу только в себе". По мысли блж. Феофилакта, переставщий тщеславиться перед ближними должен перестать тщеславиться и перед собой), то в послании к Ефесянам он показывает, что хвалиться и вовсе нечем, так как мы созданы для добрых дел: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять"(Еф.2:8-11). Творение добрых дел во славу Христа - эта наша обязанность, наш долг. Разве тут похвалишься? Творение добрых дел должно быть частью нашего естества. Стал бы человек тщеславиться тем, что для него естественно? Тем, что он поел или поспал? Конечно, нет.
Тщательное исследование своих дел сквозь призму писаний святых отцов помогает христианину научиться не надеяться на свои заслуги, помогает прийти к такому состоянию, когда верующий не видит за собой ничего доброго. А это и есть нормальное состояние христианина.
.
В тему о добрых делах:
1.
Семь мыслей о добрых делах -
2.
Настоящие дела - только с горящими светильниками -
3.
Один из критериев наличия добродетели -
4.
Отдать Господу всё -
5.
Не думать об итоге дела -