«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6).
Многие люди, увлеченные суетой, пытаются оправдать свое нежелание обращаться к Богу поговоркой "на Бога надейся, а сам не плошай". И, ими тяжело воспринимается не только наставление Христа "не заботьтесь о завтрашнем дне" (Мф.6:34) но и приведенные выше слова апостола Павла.
.
Что же хотел сказать святой апостол? То, что трудиться не надо? Нет. Но то, что многозаботливость лишает человека мира на сердце. Как толковал святитель Феофан, "этим не бездействие поощряется, а отсекается злая забота, которая ничего не прибавляет к делам и успеху в них, а только душу томит и сердце точит".
.
Кроме того, в стихе прослеживается ещё одна важная мысль: для совершения дела Божия (а апостол повелевает делать все ради Бога - Кол.3:23) христианин должен искренне делать все от себя возможное, но не ждать в деле успеха и переживать, что получится в итоге. Почему? Потому, что итоговый результат дела - от Бога. Когда верующий забывает, что итог всего зависит не только от него, но, главным образом, от Вседержителя - он начинает расстраиваться, что у него что-то не получается. В результате этих переживаний он теряет мир на сердце. Последствие потери сердечного мира ведет к тому, что дело уже теряет своё подлинно назначение. Ибо, по слову преподобного Никодима Святогорца, каждое дело должно приближать нас ко Христу. Логично, что при потери мира на сердца говорить о сближении со Христом сложно.
Можно привести пример из миссионерской деятельности: благовестник возвещает слово Божие, предоставляя Откровение Бога человеческим сердцам. Цель миссионера - свидетельство Откровения Бога. Как говорил апостол, "не искажая слова Божия, а открывая истину представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2Кор.4:2). Но, если человек не желает принимать слово Божие? Что остаётся миссионеру? Впасть в уныние? Перестать проповедывать? Нужно помнить, что обращает людей не миссионер, а Бог, и дело благовестника - лишь передавать истину. Если же он, по гордости, берется на себя нечто большее, то, неминуемо, его ждёт потеря сердечного мира. Если миссионер будет сердечно переживать за то, что все должны после его проповеди обратиться, то, он не только потеряет мир на сердце, но и вовсе сойдёт с ума, увидев, что лишь один из четырёх (как в притче о семени) воспринимает слово Бога. Как говорил о миссии святитель Иоанн Златоуст, «что хотя бы и ничего из этого не вышло, но для труждающегося не остается без пользы, поскольку дело, достойное награды, и в таком случае исполнено».
.
Тоже самое и с молитвой. Главное не то, сколько молитв прочитал, а то, как читал. Ведь, Господь может и не дать просимое, но, молитва, совершаемая с вниманием, не будет совершена за зря.
.
Да, вообще, всякое делание добра - это лишь соучастие в деле Бога, без Которого ничего сделать нельзя (Ин.15:5). Забывая это, человек начинает искать в добром делании не самого Христа, а итогового результата дела. Но главный результат добрых дел - это изменение человеческого сердца, исполнение заповеди Господней, а не сам построенный храм. Ведь, можно построить храм, но при этом разругаться со строителями, похвалиться своим "достижением" и иметь внутреннее самоуслаждение о том, что я построил храм...
.
Святитель Феофан, комментируя данные слова апостола сказал так: "Трудиться - трудись; а что будет из труда, то Господу предай определить и прими то, что подаст. Ибо хоть трудишься, но плод труда Господь подает".
***
В тему о добрых делах:
.
1.
Семь мыслей о добрых делах2.
Настоящие дела - только с горящими светильниками3.
Один из критериев наличия добродетели4.
Отдать Господу всё