1. Внешние дела и духовная жизнь
Поскольку мы верим, что все доброе, что в нас есть - все это от Бога, то одной из задач христианина заключается подготовка себя для того, чтобы через него действовал Бог. «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего», как учил преподобный Серафим Саровский. То есть, задача - не просто добрые дела делать, а очищать сосуд своей души, чтобы в него вливалась благодать Божия, без которой невозможно совершить ни одного по-настоящему доброго дела. Поэтому, все внешние труды, сделанные без очищения сердца и без внимания за помыслами, выглядят как некий отказ от вмешательства помощи Божией, как некое нежелание сделать всё зависящее от себя, чтобы Господь вмешался и помог совершить задуманное.
.
2. Что делать с талантами
В притче о талантах (Мф. 25 глава) Господин дал одному пять, второму - два, а третьему - один талант. Удивительно, что слово "талант" обозначало монету, но контексте притчи понимание "таланта" как дарования вполне уместно. Так вот, двое получили дарования, и использовали их по назначению, а третий зарыл в землю. Если вчитаться в слова святых отцов (например, преподобного Серафима Саровского или святителя Тихона Задонского) о добрых делах, то мы узнаем, что всё сделанное ни ради славы Господа, не является по-настоящему добрым делом. Поэтому, если полученные дарования должны вкладываться для распространения славы Божией, а не для получения личной выгоды. Человек создан из праха земного, поэтому, «зарыть талант в землю» - это значит спрятать его для себя самого.
.
3. Искушение великими делами
Как же премудро устроил Господь, вручив негодному рабу только один талант! Ведь, Он знал наперёд, что тот зароет свой подарок в землю. И, если бы Господин дал ему пять талантов, то и спрос с него был бы выше, а, значит, и наказание сильнее. А если бы вовсе не дал, тогда это было бы причиной возмущения обделенного раба. Господин же показал рабу, что если тот не в силах использовать даже малое, то недостоин и большего... Иногда бес тщеславия зовет христианина совершать великие дела, о коих окружающие и не задумывались. И христианин может легко попасть на эту удочку тогда, когда не совершает того с виду малого, что на него уже возложено. К примеру, когда желает взять какое-нибудь особенное молитвенное правило, в то время, когда сам пропускает утренние и вечерние молитвы.
.
4. Благодать → добрые дела → благодать
Именно такая схема образно вырисовывается в притче о талантах. "Ибо всякому имеющему дастся и приумножится" (Мф.25:29). Человек получает от Бога даром благодать, затем он должен применить её в доброе дело во славу Господа. И это же совершенное доброе дело способствует очищению сердца для нового приобретения благодати. «Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего» - так наставлял преподобный Серафим. "А у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Мф.25:29). Кто же не направил дарованную благодать для добрых дел прославления Господа, совершающегося в служении Ему и ближнему, тот и не сможет сохранить её в себе.
.
5. Сотрудничество Господу
В толковании на слова "мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем" (2Фес.3:4) блаженный Феофилакт говорит так: "должно все возлагать на Бога, но так, чтобы и самим действовать". В этом заключалась надежда апостола относительно солунян. Это и пример того, как христианину нужно относиться к планам о собственных добрых делах. Иногда человек планирует, что его дело будет совершаться так-то и так-то, и, когда всё отклоняется от его надежд, он сильно расстраивается и унывает. Причина сожаления, как мне кажется, заключается в том, что человек может мысленно и посвятил дело Богу, но воспринял его не как соработничество Господу, а как "своё" доброе дело. Какой ход мыслей смог бы сохранить от печали по разрушенным добрым задумкам? Наверное, следующий: "Мы лишь участвуем в деле Божием, и его исход зависит только от Господа, а нам требуется лишь сделать лишь всё от нас зависящее".
.
6. Память о добрых делах
Если человек хвалится своими добрыми делами, значит они у него так и не переросли в добродетель. Всё устроено премудро, и, если человек укореняется в совершении какого-либо доброго дела и творит его постоянно, то он перестает о нем помнить. Он как бы срастается с этим добрым делом и считает его уже не каким-то похвальным подвигом, а своей прямой обязанностью, тем самым исполняя слова Священного Писания «ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять"(Еф.2:10). Пример забывчивости своих добрых дел можно привести следующий: если человек был где-нибудь в зарубежной столице один или два раза, то он может вспомнить подробности своих визитов. А если он по делам летает туда еженедельно, то сделать это будет сложнее. Также и в отношении добрых дел к добродетелям.
.
7. Дела и похвала
Не принять похвалы за доброе дело - настоящее искусство. Если хвалят, то можно реагировать тремя способами: 1) Промолчать, как учил преподобный Макарий Великий своего послушника; 2) Ответить "не меня хвали, а Бога", так как "мы рабы ничего не стоящие" (Лк.17:10); 3) Незаметно перевести тему разговора, задав какой-нибудь встречный вопрос "кстати, как там...". Другой вопрос, стоит ли хвалить ближнего? С одной стороны, бывают моменты, когда ближний унывает, не видя плодов от своих доброделаний. Мне кажется, тут можно похвалить следующим образом: "Как здорово, что через тебя Бог совершил то-то и то-то". Во-первых, такая похвала оградит ближнего от соблазна приписать совершенное дело себе, а во-вторых, направит его к прославлению Господа и стремлению вновь и вновь очищать сосуд своей души, для того, чтобы Бог продолжать действовать через него.
.
В тему:
Настоящие дела - только с горящими светильниками