Изгнав злых духов из гадаринских бесноватых, Господь сделал добро, притом, явное для окружающих. Жители же Гадарии за это добро попросили Христа уйти, а, если сказать проще - выгнали. И Христос не стал оправдываться, как это делаем мы, и говорить "стараюсь тут для вас, а вы вот как, в ответ…". Он молча направился к лодке. Без ропота, без оправданий, без жалоб. Но, наверное, с болью в сердце об этих несчастных гадаринцах, испугавшихся за свое имущество после гибели одержимого стада свиней.
Это молчаливое шествие Господа к лодке - пример того, как обращаться с теми, кто получая от нас добро, через некоторое время или отворачивается от нас, или и вовсе, по неведомым нам причинам, начинает строить нам козни. В такой ситуации молчать и уйти - значит подражать Христу, а возмущаться со словами "не делай добра - не получишь зла" - значит откликнуться на провокацию диавола. Ведь то, что на христианина, порой ни с того, ни с сего, восстают те, о ком он всем сердцем заботился и пытался любить - неслучайно. И на это есть ряд причин.
.
Во-первых, тем самым проверяется, настоящую ли любовь имел христианин к тому, о ком заботился. Если она была настоящей, то отвращение со стороны благополучателя не должно сильно поколебать сердца заботящегося. К сожалению, такой настоящей любви мало. Святитель Иоанн учил, что одни любят, потому, что их самих любят; другие - потому что ближний полезен в каком-то житейском деле, другие - потому что их уважают, а иные - по каким-то другим причинам. Тот же святитель Иоанн Златоуст говорил и о христианской любви апостола: "Павел не так любил: он любил для Христа; потому-то, хотя и не был любим так, как сам любил, однако не ослаблял любви своей, а дал ей укорениться в себе". Вот что есть любовь настоящая! Она 1) ради Христа, 2) не ждёт взаимности. Второе логично вытекает из первого: если человек любит ради Христа, то он уже не так нуждается в добром расположении к себе. Если же любить не ради Бога, то желание заботиться о человеке, который повернется к тебе спиной, сразу же, или, по прошествии времени, отпадает.
.
Вторая причина внезапного негативного отношения людей по отношению к своим благодетелям - это действие все тех же бесов. Способ решения ими своей задачи - воспрепятствовать добродетели одного через поведение другого. Они легко всё просчитывают: увидев, что кто-то помогает кому-то не ради Христа, они посылают второму помыслы о первом. И, если ум получающего благо настроен на волну человеческой душевности, а не принципов, изложенных в святоотеческих произведениях, то он быстро попадает на эту уловку. Тут такому уму следовало бы вспомнить евангельские слова "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним" (Мф.18:15), но и здесь бесы постараются сделать все, чтобы и этого не произошло, иначе все их планы рухнут. Им гораздо выгоднее, если обижающийся не будет открывать причину своей обиды, чтобы разлад был более крепким. Христос бесов посрамил, это же может сделать и любой христианин. Когда в сердце нахлынет буря негодования на несправедливость по отношению к себе - очень полезно вспомнить, как поступил Христос. Немаловажно и подумать о том, что если сейчас я пойду жаловаться ближним на несправедливость к себе - то я порадую бесов, которые обыграют меня в этой партии, а если скрою грех человека по отношению ко мне - то, тем самым, возвышусь над демонами. Кому хочется быть побежденными этими духами злобы?
.
Третья причина, из-за которой на христианина иногда восстают те, к кому обращена их любовь - это данная ему Богом возможность быть сопричастным Христу. Сопричастность Господу - не в комфортной жизни и не в ответной любви тех, кого христианин любит, а как раз в ситуациях, подобных гадаринской "благодарности". Промолчать, не жаловаться ближним на восстающего и нести в своем сердце боль об этом человеке - это подражание нашему Господу. Молчаливое несение боли не остается незамеченным благодатью, посещающей подражателей Христа. И поступая так, христианин начинает принимать Евангелие и послания апостолов, как нечто живое, родное и понятное.
.
Некоторые говорят, что врагов любить легче, чем предателей. И, наверное, это так. Когда любимый христианином человек без причины отворачивается от него и распространяет о нём недобрые слухи - это место для подвига любящего сердца. Это верный способ узнать, сколько в христианине было настоящей евангельской любви. И в такой неприятной ситуации есть только два варианта: или стать посмешищем для демонов, или, пересилив себя, стать сопричастным Христу. Любую, даже с виду совсем проигрышную ситуацию, христианин может обратить на посрамление демонов и на увеличение славы Божией. А она сияет тогда, когда христианин проявляет настоящую любовь, которая выше справедливости и душевной человеческой логики.
.
В тему на тот же евангельский отрывок -
Несколько страшных слов