May 19, 2017 01:41
У Православных христиан есть духовный микроскоп, помогающий разглядеть истинное состояние сердца. Этот прибор - писания святых. Их книги - это изложение опыта жизни в Духе Святом, их учения - фарва́тер, помогающий обнаружить и обойти льдины на пути плавания к вечной пристани. Слова святых - разрушители иллюзий, живущих в умах многих верующих. Иллюзий о Православии, о себе, о ближнем.
Кроме Библии у христианина обязательно должны быть ежедневно открываемыми настольными книгами писания тех, кто прожил Евангелие каждой клеткой своего сердца. К настольным книгам относятся такие систематические изложения поучений о духовной жизни как «Душевнополезные изложения преподобного Аввы Дорофея», «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, «Лествица». Так вот, Евангелие читают и сектанты и просто люди образованные, а правильно жить по нему и понимать его могут лишь те, кто идет путем тех, кто опытно постиг жизнь во Христе.
.
Слово Божие не ограничивается для нас книгами Священного Писания. Бог, обещавший послать Духа Святого, (который «научит всему»), на протяжении многих столетий продолжает наставлять верных. А те, кто стяжал Его благодать, оставили свои письменные наставления следующим поколениям христиан. И это бесценное богатство, которое мы имеем. Ведь многие знают библейские цитаты о том, что Бог «смиренным дает благодать», но какой человек поистине имеет смиренномудрие, сложно понять без знакомства с «Лествицей» или книгой преподобного Дорофея. Правильное пользование этим сокровищем помогает христианину выйти из мира иллюзий, в котором он бултыхается. Ведь, тот верующий, который держится сам по себе (хоть и читает ежедневно Священное Писание и каждое воскресенье ходит в храм), но не старается изучать и применять наставления святых, легко попадает на удочку диавола. А враг то и дело подталкивает укореняться в неверном отношении к себе, к своим делам и к ближним.
.
1. Отношение к своим делам.
Не изучая святооческого учения о делах практически невозможно не впасть в самопрельщение. Ведь «я регулярно хожу в храм, как положено вычитывая все надлежащие молитвенные правила, помогаю бедным». И даже, при этом человек может считать себя недостойным. Так вот, совершая все эти дела в неправильном настрое ума человек невольно начинает думать, что он что-то доброе, да делает. И вследствие этого, незаметно для себя начинает полагаться на свои дела, ожидая от Бога справедливого воздаяния. А приведенные выше настольные инструкции святых отцов по борьбе с собой, с мiром и с диаволом предохраняют от такого ложного хода мыслей.
Открываем «Невидимую брань», и, оказывается, что по-настоящему добрые дела - это только те дела, которые от начала до конца без остатка посвящены Господу. Те дела, в которых христианин не искал собственного утешения или успокоения. Те дела, в которых в начале, в середине и в конце он имел устроение ума о том, что делаемое творится ради одного только Бога.
Идём дальше, открываем книгу Аввы Дорофея. И тут всплывает новая неожиданность. Преподобный представляет доброе дело как 8/8. Из этих восьми восьмых само дело занимает только 1/8, а остальные 6/8 (или 87,5%) составляет правильное устроение сердца. То есть, если во время исполнения доброго дела христианин раздражается или спорит с ближним (ради исполнения этого дела), то 7/8 этого дела он попросту теряет! И такое дело с виду кажется добрым, а на деле для души исполнителя оно оказалось бесплодным. Святой Дорофей говорит, что такие безумные исполнения добрых дел, в которых человек ссорится и не хранит мира на сердце, бывают или из тщеславия или из человекоугодия. "Если останется неисполненным дело служения, - потеря невелика; спорить же и соблазнять брата, не давая ему нужного, или предпочесть дело служения и отступить от заповеди Божией - это великий вред" (1).
Ну ладно, сделал я дело тайное, в котором и поссориться было не с кем, и при исполнении дела ум был занят постоянными мыслями о Христе. Вот и есть у меня хоть одно, но дельце, мои 100 земных поклонов. Сам перед собой похвалился, а открыв «Лествицу» преподобного Иоанна, узнал, что моё «доброе» дело принесло мне двойной вред: «Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый, что изнуряет тело, а второй, что не получает за это награды» (2).
Читая настольные духовные книги сразу понимаешь, что за тобой нет совершенно ни одного (!) по-настоящему доброго дела. Разум, просвещенный учением святых, прекращает верит в то, что за душой есть что-то доброе. И, таким образом, человек смиряется и возлагает надежду приобретения спасения только в милости Божией. Святые не просто говорили по смирению, но искренне верили, что за ними нет никаких добрых дел. Как и учил преподобный Никодим: «Итак, добрые дела наши, сели строго их разберем, не дадут нам открыть уста для восхваления себя пред другими или для трублений внутри пред собой» (3).
.
2. Отношение к себе к ближнему.
Как сказано в «Невидимой брани», задача диавола состоит в том, чтобы убедить человека в ненадобности совета в духовной жизни. Сатана даже начинает помогать такому несчастному в подвигах для того, чтобы обманутый убедился в том, что он идёт якобы правильным путем. Тогда у него возникает мысль, что он может жить церковной жизнью сам по себе. Он перестает видеть нужду в братском общении между христианами, но когда он зарывается сам в себе, то неминуемо попадает в ловушку, в капкан иллюзий о самом себе. Таковой находится как бы в безмолвии, но стоит ему услышать оскорбительное слово - он сразу же смущается и позволяет себе скорбеть на брата, как говорит преподобный Дорофей.
Не познакомившийся со святоотеческим опытом скажет, что брат в том то и том то согрешил против меня. А имеющий у себя в друзьях Авву Дорофея вспомнит его золотые слова о том, что если испытать себя со страхом Божиим, то непременно можно найти то, в чем я когда-то подал повод брату к укорению. А сели и не ему, то другому, и, следовательно, сейчас я получаю справедливое воздаяние. Вместо того, чтобы возблагодарить брата, открывшего мою страсть, я ропщу и осуждаю своего истинного (без преувеличения) благодетеля…
Вот так вот откроешь сокровище святоотеческой мудрость - и все с ног на голову. Оказывается, что путь к постоянной радости и непоколебимому миру на сердце - не что иное, как самоукорение. Оказывается, что ропот - это не плод поиска справедливости, а недовольство Промыслом Господа, посылающего нам таких обличителей. Безвинный Христос страдал за наши грехи, а мы - во грехе, и при том считаем себя недостойными поношений от ближних!
Эти два примера о нашем отношении к ближним и к собственным делам отчетливо показывают то, насколько наше представление о вещах отличается от мировоззрения святых, движимым Духом Божиим.
К сожалению, многим современным христианам проще знакомиться с творениями святых через их цитаты. Но, это, конечно, не столь эффективно с точки зрения приобретения пользы. Другое дело - попробовать осмыслить несколько глав и попробовать в течении некоторого времени исполнить написанное, внимательно контролируя себя.
. Слава Богу, что мы - Православные, имеем бесценное сокровище мудрости святых. Сокровище, отражающее блеск Евангелия. Святые преподобные Иоанн, Дорофей, Никодим, Паисий, святители Иоанн, Феофан и Игнатий - это настоящие духовные друзья, которые не только открывают наши глаза, но и иногда полностью переворачивают наше представление об окружающем.
.
Ссылки:
1. Преподобный Авва Дорофей. "Душевнополезые поучения". Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего.
2. Преподобный Иоанн Летсвичник. "Лествица". Слово 22 . О тщеславии.
3. Преподобный Никодим Святогорец. "Невидимая брань". Глава 34. Как враг сами добродетели обращает во вред делателям.
Святоотеческое,
Духовная жизнь,
МОИ СТАТЬИ