Apr 26, 2017 13:08
Поразительно, насколько глубоко евангельское событие взятия Господа под стражу в Гефсиманском саду. В нем на первый взгляд незаметно раскрывается забота Господа о погибающих.
Холодная ночь, Гефсиманский сад, полнолуние. Господь закончил моление и объявил Своим ученикам о том, что пришёл час, в который будет предан Сын Человеческий. Тут в глубине сада среди деревьев засверкали огни факелов. Иуда, который вел толпу, хотел оторваться от неё, чтобы всё выглядело так, будто бы он один возвращался из города и эти люди с кольями и мечами к нему не имеют никакого отношения. Но, видимо, Господь, опередил его намерение и Сам первый вышел к нему. Страшный эпизод: предатель идет исполнить злоумышление, но вдруг, Тот, против Кого он шёл, внезапно предстает перед ним... Дальше был упрек Господа Иуде, который не вразумил предателя.
Кто же собрался на Господа? Это были слуги первосвященников с дрекольями и воины с мечами, а также, возможно были и сами первосвященники, спрятавшиеся за спины. По некоторым толкованиям, всего было более 1000 человек (по евангелисту Иоанну была «спира» - когорта, 1/10 часть легиона, составляющая от 500 до 1000 человек). Может быть, слуги первосвященников не знали, что они участвуют в беззаконии и вообще, Кого они пришли взять под стражу. Дальше сквозь цепочку эпизодов можно проследить то, о чем говорил святитель Иоанн Златоуст. Господь, являя Свою любовь, пытается разными способами вразумить взявших Его под стражу.
1. Господь показывает Свою силу.
Когда Господь спросил, кого они ищут, кто-то выкрикнул «Иисуса Назорея». Возможно, это выкрикнул кто-то из первосвященников. Когда же Господь сказал «Это Я», случилось настоящее чудо. Вся толпа упала на землю. Христос вложил в два произнесенных слова великую силу, перед которой преклонились десятки, а может и сотни людей. Это была первая попытка Господа вразумить пришедших. Только представить себя на месте одного из той толпы: я не знаком лично с Иисусом Назореем, но услышав от Него фразу «Это Я», неожиданно для себя я упал на землю, соприкоснувшись с величием и мощью неизвестной для меня силы. Кто же Он? Интересно, что творилось в умах участников толпы после того, как они упали на землю?
2. Господь творит исцеление.
Тут появились Апостолы. Кто-то из них спросил, не взять ли мечи, но Апостол Петр, не дожидаясь ответа от Учителя, отрубил Малху часть уха. И здесь Господь второй раз пытается вразумить толпу. Он исцеляет ухо. Тем самым Христос показывает, что Он - никакой не разбойник, но, напротив, благодетель даже врагам.
3. Господь угрожает непокорным смертью.
Обратившись к Апостолам, Господь как бы одновременно обращается и к толпе: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф.26:52). Святитель Иоанн Златоуст говорил, что в этом случае Христос угрожает убийством тем, кто пришёл за Ним с мечом. И эта угроза должна была откликнуться в сердцах воинов и первосвященнических слуг, ведь Господь доказывает истинность Своих слов двумя предыдущими чудесами. Но и эта угроза не подействовала.
4. Господь приводит для вразумления логическую аргументацию.
Четвертая попытка Господа вразумить тех, кто оказался заложником служения первосвященникам - предложение простой логической задачи: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф.26:55). Если слуги невольно стали участниками беззакония, то тут они должны были всё переосмыслить и задуматься: «Действительно, а почему нам не приказали взять Его, когда Он учил всенародно? Ведь если Он беззаконник и враг народа - то надо было прямо в храме остановить Его проповедь и взять под стражу. Но, почему нам указали сделать это тайно, ночью?»
.
Несмотря на все эти вразумления Христа, толпа осталась при своём. Тогда может возникнуть справедливый вопрос: зачем же Господь старался обратить вооруженную спиру? В том числе и для того, чтобы никто из этой толпы не смог оправдаться тем, что он стал невольным заложником обстоятельств, честно выполняя свои служебные обязанности. Христос явил чудеса, после которых только совсем не интересующийся истиной может остаться равнодушным.
А ведь, тоже самое происходит и в жизни современных людей. Христос стучится в двери сердец, показывая Свою силу, удостоверяя чудесами исцелений, угрожая вечными муками и вразумляя умственными доказательствами. Господь стучится ко всем, но по-разному. Поэтому, никто не может чем-то оправдать своё равнодушие к Богу.
Большинство прихожан православных храмов - женщины. Как известно, они более чувствительны, чем мужчины. В какой-то момент многие из них почувствовали сердцем силу Христа и обратились к Нему. Мужчины больше опираются на ум, чем на чувства. И для них Господь также как и для вооруженной толпы предлагает простые логические задачи, размышление над которыми приводит к вере. Другое дело, что ум, которому истина безразлична, не станет задумываться. Кто-то пришел ко Христу через Его чудеса, кто-то после исцеления от болезни, кто-то, осознав, что без Господа ждёт неминуемая погибель…
Пытаясь всех обратить от ложных путей, Господь заботится и о тех, кто откликнется на Его вразумление, и о тех, кто не откликнется. Ведь, если бы Христос обращался только к тем, кто хочет слышать Его, тогда на Суде отвергшие Его заботу захотели бы упрекнуть Господа в том, что Он не стучался в их сердца. Но такого не произойдёт. Отвергшие Христа на Суде будут стыдливо молчать, осознав то, сколько раз в земной жизни они отказались от любви Божией.